как дрессировать собаку

Учимся, как дрессировать собаку. Дрессировочный процесс: понятие, терминология, моделирование поведенческих стереотипов.

Дрессировать собаку, значит решать сразу несколько задач по изменению её поведения в различных ситуациях. Целью дрессировки является моделирование и закрепление таких стереотипий, которые были бы комфортными для владельца питомца. К примеру, это послушание. Набор команд, которым обучена собака, должен выполняться достаточно быстро и в полном объёме, по первому требованию. Или это поведение на прогулке, в общественном месте, в транспорте, при гостях. В том числе, без таких ограничений, как намордник или поводок. Ведь воспитывать – это, практически, как дрессировать собаку различными методами. только эти самые методы нужно применять грамотно, правильно, обладая определённым багажом знаний по физиологии, психологии и дрессировке собак. К сожалению, многие владельцы берутся за дрессировочный процесс, не обладая нужным опытом, но при этом самоуверенно полагаясь лишь на собственные силы. Итоги обычно плачевные, иногда – трагические.

Собака не рождается воспитанной.

Это в книжках любят расписывать, какие верные друзья и защитники вырастают в семьях. В жизни это случается исключительно редко. Любой щенок требует долгого методичного воспитания и дрессировки. Лишь тогда из него вырастет пёс, который умеет вести себя дома, не иметь вредных привычек, безоговорочно подходить по команде, не тянуть на прогулке поводок и даже защищать хозяина и членов его семьи.

Когда-то предков вашего питомца специально выводили, отбирая определённых особей с определёнными признаками и качествами. Необходимость дрессировки собаки диктовалась её конкретным применением. Лучшие же представители допускались в разведение. Так создавались породы – по экстерьерным признакам и рабочим качествам. Поэтому ряд способностей собаки закрепились генетически. Значит – легче дрессировать собаку определённой породы в каком-то конкретном направлении. Например, ньфаундленд легко обучаем спасению на воде. А фокстерьер – норной охоте. А вот обучить лабрадора охране объекта – навряд ли…

Отсюда ясно, что у разных пород по-разному развиты определённые инстинкты и их комплексы. Дрессировочный процесс – это целенаправленное прижизненное развитие и закрепление определённых наследственно обусловленных инстинктов и моделей поведения путём применения различных методов влияния (стимулов), меняющих поведение собаки. Но применение разных методов должно осуществляться ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Как дрессировать собаку может специалист без опыта? Никак. Иначе ряд развитых на протяжении поколений инстинктов не принесут ничего, кроме неприятностей.

Учимся дрессировать собаку – осваиваем терминологию.

Оперантное обусловливание – это обусловливание поведения его результатами, последствиями. По сути, это основа для научения кого-либо путём подкрепления поведения, если оно является желательным. Существует две его формы: научение инструментальное и творческое.         При инструментальном обусловливании происходит подкрепление спонтанных проявлений (положительным или отрицательным подкреплением), при творческом научении стимулируется мозговая, умственная, мыслительная деятельность и результаты творческого поиска. Чтобы эффективно дрессировать собаку, используются обе формы научения. Также дрессировочный процесс базируется на подкреплениях поведенческих проявлений.

Примеры положительного подкрепления – оглаживание, похвала голосом, лакомство. Они несут в себе положительные эмоции.

Отрицательное подкрепление – воздействие негативными факторами на поведенческую стереотипию, через отрицательные эмоции у собаки.

Стимулы, модифицирующие поведение бывают двух типов по направленности – положительное (поощрение, побудительный стимул) и отрицательное (наказание). Делятся они на два типа и по времени воздействия: дискриминантный стимул воздействует ДО поведенческой реакции, а респондентный стимул – после. На деле, как правило, чаще встречаются их разнообразные сочетания. Часто встаёт вопрос об их отдельной эффективности и выстраивания стимулы в порядке иерархической значимости. Для этого используется метод функционального анализа, или, проще сказать, поведенческой диагностики. После определения функциональной эффективности каждого стимула можно решить, как дрессировать собаку,  осуществлять модификацию её поведения с использованием оперантных методов.

С помощью оперантных методов дрессировки решаются задачи:
  1. Формирование новых поведенческих реакций.
  2. Закрепление уже имеющегося поведенческого стереотипа с использованием контрастного метода.
  3. Угнетение нежелательной поведенческой реакции.
  4. Ликвидация положительного подкрепления после закрепления полученного результата.
  5. Оценка итогового ответа проведённой дрессировки.

Формирование может происходить с использованием различных методов.

  • Шейпинг – поэтапное формирование сложной поведенческой модели на основе первого основного воздействия, связанного с конечным результатом. Для успешного проявления начального элемента используется вариативное подкрепление.
  • Сцепление – формирование на основе отдельных независимых элементов воздействия, сумма которых последовательно ведёт к конечному результату, который определяется последним, конечным звеном воздействия.
  • Фейдинг – процесс постепенного уменьшения воздействия формирующих влияний и, соответственно, стимулов. Чаще это встречается, когда вынуждены дрессировать собаку на основе отрицательного подкрепления.

Побуждение – вариант подкрепления голосом, фокусирующий внимание обучаемой особи на вырабатываемой модели поведения.

Аверсивными называются стимулы отрицательного подкрепления, заставляющие моделировать поведение так, чтобы эффективно избегать их повторения.

Депривация – комплекс мер по ограничению возможности реализации обучаемой собаки реализовывать свои потребности – физиологические, психологические, социальные. Дрессировать собаку с использованием социальной депривации (лишение общения с хозяином) – действенный и распространённый метод.

Инсайт – способность собаки решать новую задачу сразу, без каких-либо пробных действий, что-то типа «озарения» и одномоментного правильного решения. Выявление инсайта проводится при различных видах тестирования собаки и говорит о её высоких интеллектуальных возможностях.

Экстраполяция направления движения – способность предугадывать и прогнозировать дальнейшее движения объекта по его первоначальному движению. Это свойство позволяет быстрее дрессировать собаку, если использовать его правильно.

Таким образом мы видим, насколько может быть сложен и разнообразен дрессировочный процесс по своим составляющим и формам научения, которые в нём используются. Более подробно это можно изучить в очень подробном и информативном сборнике статей по теме «Дрессировчный процесс» — Общие и частные вопросы дрессировки собак.

Дрессировочный процесс и использование аверсивных методов.

Сложный и неоднозначный вопрос. Использование отрицательного подкрепления — важный компонент контрастного и механического методов дрессировки. Причём у достаточно большой доли дрессируемых собак без таких методов обойтись просто невозможно. Это то же самое, что оставить без наказания разбалованного вседозволенностью ребёнка или обнаглевшего девиантного подростка. Любой педагог скажет, что результат воспитания будет печальным. То же и у собак. С той разницей, что мы не сможем взывать к их совести, логике, разуму и иным свойствам личности, присущим только человеку. Виды отрицательного подкрепления составляют основу аверсивных методов дрессировки и в ряде случаев не менее, а порой даже более эффективны, чем положительное подкрепление.

По сути, также, отрицательное подкрепление, говоря простым языком, это наказание. Хотя это не совсем синонимы. Более подробно можно прочитать в отдельной статье о наказании собаки как методе воспитания и дрессировки, как правильно нужно наказывать собаку. И когда возникает необходимость этого.

Методы дрессировки собак на видеохостинге Rutube.

Как дрессировать собаку правильно? Как сделать дрессировку более эффективной?

В процессе обучения видно, что темпы дрессировки у разных собак сильно варьируют. Степень послушания тоже различная. Значит нужно обозначить те факторы, которые способны увеличить вероятность с успехом дрессировать собаку.

Выявлению таких факторов помогает теория функциональных систем академика Анохина П.К. Согласно этой теории, собакой двигают не только примитивные биологические потребности. Поведение собаки определяют ещё и социальные моменты, во многом схожие с человеческими. При этом, при наличии сразу нескольких потребностей одновременно, реализуется лишь одна – самая сильная. Таким образом, преобладающий характер собаки будет напрямую зависеть от её доминирующей потребности, которая и будет определять основные сложные комплексы поведенческих реакций.

К примеру, голод создаёт мотивацию каким-либо способом обеспечить потребность в пище. Эта мотивация становится доминирующей и активирует память о всех генетических и приобретённых закономерностях её реализации. На основании прошлых закономерностей эта мотивация будет реализовываться в целенаправленное поведение – добычу пищи тем или иным подходящим в данной ситуации способом. То есть, необходимо ещё наличие некоторых условий конкретной обстановки – обстановочных и санкционирующих («разрешающих») стимулов. Например, время кормления, наличие пищи в миске, разрешение хозяина. Или близость помойки, а там – наличие чего-то съедобного плюс отсутствие ограничивающего поводка на прогулке. Это пример примитивной биологической потребности и мотивации. При этом создаётся модель будущего результата поведения ещё до его реализации, на основе предшествующего опыта.

Дрессировать собаку мы будем примерно по такому же принципу. Для обучения используются доминирующие потребности собаки, в том числе – социальные. И в процессе занятий создаются прочные модели поведенческих реакций при побуждении (подаче команды) и в итоге достижения необходимого конечного результата. Это – суть дрессировочного процесса.

Так формируется навык.

дрессировочный процесс

Чтобы определить, как дрессировать собаку максимально успешно, мы по ходу обучения решаем промежуточные задачи создания определённых навыков. Навык – это выработанный комплекс последовательных действий собаки, который позволяет хотя бы частично обеспечивать её потребность. Примеры:

  • Команда «Ко мне» — собака подбежала и получила лакомство. Частичная реализация пищевой потребности.
  • Собака по команде обозначила найденный чемодан с запахом наркотического вещества. В награду получила мячик – реализация игровой потребности.
  • Собака успешно отработала после депривации в клетке и лишения общения с хозяином и заслужила одобрение, похвалу голосом, оглаживание. Это пример реализации социальной потребности общения.
  • Навык апортировки. Вырабатывается на основе игровой потребности, играет роль создание у собаки интереса к подносу предмета как к варианту игры. Хотя дрессировочный процесс можно построить и на реализации пищевой потребности или на использовании механического метода.

Теперь о факторах, позволяющих эффективнее дрессировать собаку.

  1. Создание у собаки интереса к обучению. Для этого используются любые подходящие игровые способы, занятия планируются так, чтобы собака никогда не переутомлялась. Чередуются непосредственная дрессировка с играми и отдыхом. Не забывается принципы «от простого к сложному» и «постепенного нарастания», чтобы не угас интерес к обучению. Ведь именно успехи в дрессировке этот интерес и укрепляют. Чем меньше будет промежуточных неудач, тем лучше.
  2. Полноценный позитивный контакт дрессировщика и собаки. Адекватное отношение к обучаемому питомцу. Учитывая особенности воспитания собаки её владельцем, дрессировать собаку приходится с учётом её индивидуальных особенностей характера и психики.
  3. Если вы владелец собаки и сами осуществляете начальную дрессировку – прежде всего это наличие доверия к вам собаки. Без этого момента эффективность дрессировки под большим сомнением.
  4. Доверие рука об руку идёт с последовательностью. Как поощрение, так и наказание должны быть строго постоянными за одинаковые действия. Нельзя в одном случае наказать собаку за что-то, а в другой раз при повторении этого же действия – спустить всё на тормозах. Нельзя поощрять её раз за разом, к примеру, при выполнении команды «ко мне», а затем отругать её при таком же точном выполнении, но после другого проступка.
  5. Своевременность подкрепления. Как поощрение, так и наказание должны следовать за оцениваемыми действиями незамедлительно, без пауз и отсрочек. При невозможности выполнить поощрение сразу используются маркеры положительного подкрепления, например, «хорошо», «молодец», «да».

Фактически, эти понятия «своевременность – последовательность – доверие» очень взаимосвязаны.

  1. Настойчивость. Обучение некоторых собак требует большого терпения, формирование навыка может происходить после очень большого числа повторяющихся занятий.
  2. Взять на себя лидерство. Дрессировочный процесс пойдёт быстрее, если она осознает ваш более высокий иерархический статус.
  3. Завладение вниманием. Трудно представить, как дрессировать собаку, внимание которой вы не завладели.

Кинолог Яговитина Ю.А.

Дрессировка собак
Яндекс.Метрика