Обучение собак и значение взаимоотношений владелец собаки

Обучение собак и значение взаимоотношений «владелец — собака»

Обучение собак и значение взаимоотношений по типу «владелец – собака».

Отношения по типу «владелец – собака» могут складываться по-разному. Это зависит от характера и темперамента, породных качеств, особенностей воспитания щенка и условий его содержания. Но с другой стороны, ещё больше это зависит от того, какой хозяин у питомца. Причём, если отношение к хозяину у собаки может быть различным, оно всё равно основывается на привязанности, может быть, доверии, а может даже и на взаимопонимании. Это как бы ступени прочности отношений со стороны собаки.

Со стороны же хозяина отношение к собаке может варьировать ещё в большей степени. Оно будет зависеть от более многообразных, чем у собак, подсознательных человеческих потребностей. Причём в большей степени социальных, чем физиологических. И вот это-то многообразие отношений по типу «владелец – собака» и влияет, как сложится будущее обучение собаки инструктором или самим владельцем.

Типы отношений владельца к собаке.

В отличие от нормального отношения к собаке как к домашнему питомцу, существуют ненормальные отклонения от этого в зависимости от предполагаемой роли собаки в жизни её хозяина. К примеру, если собака взята для охраны территории или дома, то и отношение к ней будет соответствующее. Либо сиди на цепи всю жизнь, либо бегай по двору и делай что хочешь. Все взаимоотношения «владелец – собака» сводятся к кормлению. Дрессировка щенка или взрослой собаки, как правило, не проводится.

Владелец и «Собака-ребенок».

Чаще всего владелец собаки – женщина. Хозяин (хозяйка) относится к питомцу, как к ребёнку, глупенькому существу, отсюда до неприличия избыточная забота и опека. Иногда собаки заменяют детей несостоявшимся родителям. Такие избалованные собаки обеспечены всеми удовольствиями жизни. Но при этом, как правило, неуправляемы. Обучение собак, вырастающих в таких условиях, бывает крайне сложным.

Владелец и «Собака-человек».

Владелец собаки относится к ней как к существу, сопоставимому с человеком по уровню интеллекта. Он склонен усматривать в ней понимание всех слов, человеческую оценку ситуаций, разумную мотивировку действий, причём всё это «от природы». Обучение собак в глазах хозяина должно осуществляться убеждением, словесными объяснениями, требования к результатам дрессировки предъявляются намного выше реальных. В какой-то мере это может подтягивать собак в интеллектуальном плане. Но завышенные требования могут приводить и к поведенческим нарушениям.

«Собака-игрушка» или «Собака-мебель».

Это тот тип собак, которых владелец неосознанно заводит, а потом теряет к ним интерес. Или заводят собаку престижной модной породы в качестве дорогого украшения жилища, только потому, что это модно и престижно. В итоге такой пёс практически лишён общения с хозяином. Все его попытки общения, выражения каких-то желаний игнорируются, его попросту никто не слышит. Можно было бы представить человека в такой ситуации! Собака замыкается в себе, пожелания или команды хозяина так же не встречают ответного отклика. Появляется почва для конфликтов. Сценарий по большей части одинаков: вместо послушания владелец собаки встречает противодействие. Хозяин возмущён «неслыханной наглостью» и пытается настоять на своём. В итоге загнанная в угол собака частенько кусает хозяина, только потому что ей больше ничего не остаётся, кроме как защищаться.

Владелец и «Собака-автомат».

Полная противоположность «собаке-человеку». Питомец воспринимается как примитивное существо, вся деятельность которого основана на реализации рефлексов и простейших нервных реакциях. И что поведение также может программироваться. Хозяин не воспринимает, что пёс может многое понимать. И что обучение собак происходит в условиях понимания ситуации, осознанности своих решений. Отсюда полное бездушие в отношении владельца к собаке. Это также может являться почвой для конфликтов, когда хозяин вдруг неожиданно меняет своё поведение. Например, решает проявить беспричинную ласку. Пёс, не привыкший к такому отношению, воспринимает такие действия неадекватно, и может ответить агрессивно.

Поведение на прогулке.

«Собака-ребенок».

Владелец «собаки ребенка» на улице старается оберегать питомца от любой возможной угрозы. Отсутствие полноценного общения с другими собаками и людьми неизбежно приводит к неполноценной социализации. Накопление нереализованных базовых социальных потребностей приводит к их эпизодическому взрывному выходу. Это проявляется в периодах полной непредсказуемости поведения на прогулке. И это всегда полная неуправляемость собаки. Встречаются крайне неприятные случаи внезапной немотивированной агрессии и порчи имущества. В таких ситуациях хозяин часто склонен обвинять не себя и собаку, а окружающих людей и, частенько, самого покусанного.

«Собака-человек».

На улице, как правило, оставлена без поддержки в сложных ситуациях из-за переоценки хозяином её возможности. В таких случаях также возможна агрессия, если сложность решения ситуации преобладает над возможностями собаки.

«Собака-игрушка/мебель».

Проблемы владельца собаки – игрушки/мебели обычно связаны с неуправляемостью на улице. Так как отсутствует понимание потребностей собаки. Аналогичная ситуация случается при «раздвоении хозяина». Например, прогулки, кормление и обучение собак обеспечиваются одним человеком, а настоящим владельцем себя считает другой. Но собаке-то это не объяснить, и в итоге воспринимается владелец собакой чуть ли не как посторонний, отсюда полный отказ в послушании, иногда вплоть до агрессии.

«Собака-автомат».

Владелец «собаки автомат» также не увидит послушания своего питомца вне дрессировочной площадки. Ведь он обходится с ней, как с электрическим устройством. Если ток на входе не превращается в нужный ток на выходе, нужно просто повысить напряжение на входе? Это почва для возникновения противодействий. И ведь возмущённый владелец собаки повышает свои требования на улице! Не понимая, что для собаки это просто другая ситуация! Если, например, обучение собаки проводилась только на площадке? Он же рассуждает: это всё проходили, на площадке пёс всё делал, значит он всё это знает, умеет и должен выполнять. А тут?? Ну и – вплоть до наказаний и ответной агрессии…

Обучение собак и исправление отклонений во взаимоотношениях.

Коррекцию перекосов в отношении владельца к собаке необходимо начинать с самого хозяина. Это возможно, если:

  • Хозяин – в сознательном возрасте и его умственные способности не вызывают сомнений. То есть это психически здоровый достаточно взрослый человек с определённым уровнем образованности и интеллекта.
  • Это человек, достаточно критично относящийся к своим ошибкам и заблуждениям, понимающий, что обучение собак – это совсем не его конёк. То есть это не всезнайка и не тот, кто думает про себя – я всегда и во всём прав, я знаю лучше, да и вообще – я самый лучший.

Менять неправильное отношение следует постепенно, пошагово, владелец собаки должен добиться её понимания и постепенной перестройки всех взаимоотношений. Это должно аккуратно сопровождать дрессировочный процесс. При этом владельца собаки необходимо систематически мягко поправлять, направляя его в нужное русло общения с питомцем.

Также будет иметь значение разница в темпераменте собаки и её хозяина. Например, флегматичный медлительный хозяин дрессирует под руководством инструктора быструю подвижную активную собаку. Возможно возникновение ситуаций:

  • Собака не раскрывается, не показывает всех возможностей.
  • Собака ввиду своей активности преодолевает влияние хозяина и тот утрачивает контроль над ней.

«Собака-ребёнок».

Владелец собаки на площадке часто пытается ограждать её от более жёстких методов воздействия. Поэтому у инструктора всегда проблемы в той или иной степени с хозяином. Дрессировщику необходимо поднять авторитет собаки и её умственных способностей в глазах хозяина. Когда это удаётся, хозяин часто удивляется способностям питомца. Тогда его отношение может поменяться, стать более адекватным. К сожалению, не у всех. Есть категория хозяев (подавляющее большинство, это женщины), которые не могут переступить через свои убеждения.

«Собака-человек».

Владелец собаки предъявляет к ней завышенные требования. Обучение собак при таком отношении должно начинаться с убедительных бесед с хозяином. Ему следует объяснить, что собака не может по умолчанию знать и выполнять всё. Многие навыки необходимо создавать с нуля, развивать, закреплять, шлифовать и делать управляемыми. Объяснять владельцу, что интеллект и способность к пониманию вовсе несопоставимы с человеческими, что собака не понимает большинства сказанных ей слов, пока не выучит команду. И способности к формированию и закреплению навыков у конкретной собаки могут быть совсем не выдающимися. И именно от этого обучение собак – процесс небыстрый и трудоёмкий. А вовсе не оттого, что собака вредничает или дрессировщик делает не то, что нужно.

Дрессировка собак «мебель» и «игрушка».

Таких собак приводят на площадку по принципу «так должно быть» или для поддержания престижа. Владелец собаки считает, что дорогая собака должна обладать и соответствующими «дорогими» навыками. Ему необходимо объяснить, что навыки собаки не возникают сами по себе, что ей не обойтись без поддержки и участия в этом хозяина. На фоне этого происходит формирование хотя бы каких-то отношений хозяина к своему питомцу. При этом важно учесть индивидуальные особенности как собаки, так и её хозяина. Тогда положительный результат не замедлит себя ждать. Очень часто такие отношения не только развиваются с нуля, но и становятся адекватными и прочными. Появляются не только взаимное уважение, но и доверие, взаимопонимание. Обучение собак получает новый вектор развития.

«Собака-автомат».

Владелец собаки с таким отношением часто занимается самостоятельно со своим питомцем и при этом достигаются неплохие результаты. Причём в западных странах обучение собак с таким подходом распространена гораздо больше, чем в нашей стране. При достаточно хороших результатах дрессировки, модель поведения такой собаки в городе часто оказывается неприемлемой. Так как удовлетворение потребностей собаки оказывается вне внимания хозяина и не удовлетворяются. Поэтому любое изменение окружающих условий будет восприниматься собакой по-новому, как ситуация, отличная от дрессировочной площадки. И если воспринимать питомца, как наученный всему автомат, выдающий стандартные результаты по командам без всякого стимула и ВСЕГДА, можно в самый неподходящий момент встретиться с отказом подчиняться. Например, ранее команды выполнялись на поводке, а без поводка команды могут не выполняться.

Хозяину следует объяснить гибкость моделей поведения собаки. Рассказать об их возможных методах изменения в разных условиях. Показать работу его питомца при выполнении заданий на сообразительность. И обучение собаки может меняться в разных условиях и с возрастом, владелец собаки должен постараться научиться понимать своего питомца.

По сути, во всех случаях инструктор выступает как воспитатель и педагог для собаки и её хозяина, корректируя их взаимоотношения во время дрессировочного процесса. Такая работа не может выполняться по какому-то шаблону, подход должен быть исключительно индивидуальным. Но цель преследуется во всех случаях одна. Отношение человека к собаке должно стать основой для изменения отношения и собаки к человеку. И в итоге, учитывая их потребности, социальное окружение, обеспечить бесконфликтное сосуществование и приносить максимум удовольствия от общения друг с другом.

Обучение собак владелец собаки

 

Обучение собак и двусторонний контакт.

Любое обучение собак основано на создании контакта между владельцем собаки и его питомцем или между инструктором и обучаемой собакой. Этому помогают кормление, игры и прогулки. Контакт – основа формирования доверия и взаимопонимания.

С детства щенка следует поощрять, когда он сам подошёл, посмотрел вам в глаза. Голосом, оглаживанием. Пользу принесёт привлечение внимания игрушкой, произнесение клички (в меру частое), разнообразие прогулок по новым маршрутам. Если щенок выразил желание удалиться, не препятствуйте этому. Не стоит злоупотреблять и прямыми взглядами «в глаза» без необходимости. Так постепенно ритм ваших потребностей в контакте синхронизируется, улучшится взаимопонимание. Это неизбежно станет заметно на дрессировочной площадке и на улице.

Признаки правильного контакта:

Собака ласкается при подходе хозяина (инструктора), при уходе наоборот, следует за ним. На прогулке без поводка не уходит далеко, постоянно следит за хозяином (инструктором). При попытке спрятаться активно ищет его.

Контакт владельца с собакой – процесс всегда динамический и двусторонний. Частота эпизодов человека и животного различны, она основана на взаимной привязанности. Так, хозяин систематически вспоминает про питомца, ищет его взглядом, контролирует, чем он занят. И собака периодически подходит к хозяину, чтобы лизнуть ему руки или просто понюхать. Интенсивность такого общения крайне важна. Опытные дрессировщики постоянно поддерживают плотный контакт. Разговаривают с питомцем, предлагают игры. И в ответ видят интерес к себе со стороны собаки. Но ритм такого общения должен быть синхронизирован у обоих, чтобы взаимодействие не препятствовало реализации потребностей собаки. Для этого необходимо внимательно наблюдать за ней. И понимать, когда собака расположена к общению, а когда – нет. Потому что избыточное внимание может привести к обратному результату, собаке просто захочется отдохнуть от вас.

Признаки усталости собаки от общения:
  1. Собака упорно отводит глаза от прямого вашего взгляда.
  2. Происходят попытки удалиться или вырваться, сопровождающиеся короткими зевками.
  3. Пропадает реакция на ваши команды, собака перестаёт вас слышать.
  4. В ещё более далеко зашедших случаях собака может огрызаться.

Такие признаки могут появляться не только в результате усталости. Это бывает, когда неумелый дрессировщик (владелец собаки) очень настойчиво требует выполнения задачи, которую пёс решить не в состоянии. В таких ситуациях собаке нужен перерыв. Можно оставить её одну, привязать или поместить в клетку. Или прогуляться на поводке без команд, не заглядывая в глаза. Помимо перерыва следует подумать, оптимальны ли ваши взаимоотношения и ритм контакта.

Тактильный контакт.

Социальная природа собак обуславливает их потребность в разнообразных формах контакта. Но, помимо вербального и невербального общения с окружающими, сохранились и другие формы общения. Они более древние, возникли ещё на заре возникновения данного вида. Когда-то, в далёкой древности, холодными зимами, стаи диких собак грелись все вместе во время ночлега, зарываясь под снег. Теплом матери согревались детёныши. Телесное тепло друг друга ощущали их родители. Однако чужак вряд ли мог приткнуться к такому ночлегу и пользоваться телесным контактом, не будучи членом стаи или семьи. Так примерно и в нынешние времена. Тактильный контакт с собакой доступен лишь самым близким членам её стаи или семьи, а не кому попало.

Поэтому пёс может сам подойти, лечь под ногами, прижаться к ним. Но вовсе это не значит, что он хочет, чтоб его гладили, трепали, чесали. И он запросто может в такой ситуации уйти или сказать «отстань» на своём собачьем языке. Собакам скорее присущ плотный статичный телесный контакт – побыть поблизости, прижаться, ощутить тепло. А всякие почёсывания и обнимания свойственны, скорее, приматам. Ну и нам, людям. Да, есть собаки, которые любят ласку. Но и там может быть предел. Слишком долгая ласка может привести к раздражению.

Примерно то же и с объятиями. Для собаки этот жест означает совсем не то, что в него вкладывают люди. Для неё это жест превосходства, доминирования. И, конечно же, доступен он будет не для каждого. Только самые близкие – хозяин, члены семьи смогут делать это. Но только потому что собака способна со временем понять эмоциональный смысл этого жеста, «прочитать» наши чувства.

Тактильный контакт с собакой. Приучаем к манипуляциям — на видеохостинге Rutube.

Распространённые ошибки.

Нарушенный контакт следует восстанавливать дома, отсюда происходят все проблемы контакта на улице. Успешное обучение собак также напрямую зависит от контакта владельца с собакой. Самые частые ошибки:

  • Вы пришли домой уставший. Собака ищет вашего внимания. Вы отстраняетесь, вам не до неё. Собака начинает привлекать к себе внимание не всегда приемлемым образом. Вы ругаете или наказываете её. Собака получает ваше внимание – но оно основано на негативе. Оба недовольны друг другом. Итог – на улице собака общению с вами предпочтёт других собак. Решение такой ситуации – выполнение команды «место» на время, когда можно отдохнуть, выполнить какие-то неотложные действия. А затем похвалить и поощрить собаку. Которая получит в итоге ваше позитивное внимание.
  • Вот хозяйка завела собачку для общения и постоянно разговаривает с ней. Она не может понять, что общение – это процесс двусторонний и не принесёт результата, если собака отворачивается или вовсе уходит подальше. На прогулке питомец и вовсе забывает про хозяйку, ищет других партнёров для общения. О послушании и вовсе говорить не приходится. Обучение собак в такой ситуации начинается с воспитания хозяйки. Решение проблемы – пересмотр взаимоотношений и контакта.
  • Грубое обращение с собакой на дрессировочной площадке.
  • Неадекватно ласковое общение с собакой, злоупотребление играми.
  • Нерешительность, отсутствие настойчивости во время дрессировочного процесса.

Основные правила установления контакта и взаимопонимания.

  1. Никогда не позволять того, что всегда не разрешено. Будьте постоянны и последовательны в своих требованиях.
  2. Дав команду, следует обязательно добиться её выполнения и поощрить собаку.
  3. Не следует запрещать того, что обычно допустимо. К примеру, выполнение команды происходит с огрехами и вас перестало это устраивать. Не следует наказывать за брак в выполнении команды – вы сами допускали это ранее. Вам придётся заново обучать собаку данной команде.
  4. Ваши действия в отношении собаки должны быть ей максимально понятными.
  5. Никогда не следует обманывать собаку – вы мгновенно подорвёте доверие к себе, контакт будет серьёзно нарушен.
  6. Если собака допускает ошибки, значит ваше обучение было несовершенным.
  7. Необходимо внимательно следить за здоровьем питомца. Ряд отклонений в поведении может быть вызван заболеванием.
  8. Не следует требовать от собаки невозможного и непонятного для неё. Ваши требования должны быть разумными и целесообразными.
  9. Обучение собак далеко не всегда идеально и выполнение команд зависит от ряда внешних условий, обстоятельств и обстановки. Владелец собаки не должен забывать об этом.
  10. Потеря уважения вас собакой равносильна полной потере послушания. Будьте порядочны по отношению к своему питомцу.

Кинолог Яговитина Ю.А.

Дрессировка собак
Яндекс.Метрика