Социализация и поведение собаки.
Окружающий социум и адекватное поведение.
Поведение собак в обществе, в окружающем социуме считается адекватным при соблюдении некоторых условий. Это такие собаки, которые не причиняют неудобств или вреда окружающим. Никакой агрессии или навязчивого приставания, даже с самыми безобидными целями. Обычно собаку окружают:
- Семья, все домочадцы, включая хозяина.
- Соседи по подъезду и двору.
- Посторонние на улице.
- Чужие собаки на прогулке и их хозяева.
Таков социум вашего питомца, в нём ему жить, в нём ему ладить или конфликтовать. К этому окружению ваша собака должна быть приспособлена. Ни у социума, ни у самой собаки при общении с ним не должно возникать значимых проблем. Тогда можно будет говорить об адекватном поведении и общении вашей собаки в обществе.
Социализация собаки — процесс многоступенчатый и поэтапный. В сущности, это адаптация собаки к жизни и общению с окружающим социумом. В процессе этой адаптации формируется личность нашего питомца. Но мы привыкли называть этим словом комплекс мер по профилактике всяческих инцидентов при этом общении. То есть, не саму адаптацию, сколько наше воздействие на неё. И конкретные действия, обеспечивающие эту адаптацию собаки.
На самом деле, социализация собаки происходит в любом случае, хотим мы этого или нет. Просто мы можем вмешиваться в этот процесс и влиять на формирующееся поведение собаки. А можем пустить всё на самотёк. Однако, если нас не озаботил этот вопрос, не значит, что социализация собаки не происходит на каждом этапе её развития. Об этапах естественной социализации несколько позже, а пока о проблемах, заставляющих нас вмешиваться в этот процесс.
Социализация и проблемы поведения неагрессивных собак.
Все собаки различны по своей генетической природе, породным качествам, характеру и темпераменту. Есть ещё одно различие – по агрессивности. Проще говоря, есть злобные, а есть дружелюбные. У незлобных собак возникают проблемы в общении именно благодаря избыточного дружелюбия и общительности. Неудержимая потребность собаки со всеми познакомиться и пообщаться приводит также к неудобствам. Если это направлено на людей, особенно, чужих, такое навязчивое приставание понравится далеко не всем. Особенно, если отсутствует контроль над таким питомцем.
Общительность по отношению к чужим собакам тоже должна быть под контролем. Да, общаться можно и, порой, даже нужно. Но только при условии согласия всех владельцев собак – участников таких игр. А также при условии достаточного послушания. По первому зову ваша собачка должна бросить своих сотоварищей и прибежать к вам. Нужно отметить, такое послушание возможно лишь при очень хорошем контакте между вами и вашим питомцем. Игры же с другими собаками могут ухудшать этот контакт. Чем они чаще и дольше, тем меньше на прогулке собака ориентирована на хозяина.
Общение с бродячими, разными бездомными собаками (без хозяев) увеличивают риск заражения инфекционными и грибковыми заболеваниями, глистными инвазиями, паразитарными заражениями (блохи, собачья вошь, кожные и ушные клещи).
Отсюда вывод – социализация неагрессивной собаки хоть и полезна, но в ограниченном объёме и под тщательным контролем. Так как проблема реализации потребности в общении должна решаться в общении с хозяином. И это неизмеримо важнее для дрессировки собаки, чем её общение с сородичами.
Социализация и проблемы поведения агрессивных собак.
Обычно это собаки двух категорий.
- Особи с сильной нервной системой, доминантные. Представители охранных и защитных пород, у которых агрессивность была закреплена генетически. Такие собаки по умолчанию не любят посторонних, насторожены ко всем вокруг. Это могут быть внимательные защитники и добросовестные охранники. Круг их знакомства ограничен семьёй проживания, близкими друзьями и родственниками хозяина и, может быть, инструктором.
- Собаки, агрессивность которых вызвана психическими проблемами. Те, кто от страха готов укусить любого поблизости. Кто пытается напугать лаем прохожего, только потому, что сам его боится. Отношение к чужим собакам может быть неоднозначным.
Поведение собак агрессивного плана может быть похожим. Но корни его разные. Поэтому социализация собак этой группы тоже не совсем одинакова. Причём собак второй группы отчётливо больше. Частенько таких причисляют к первой категории. Но если первых можно научить, надрессировать с хорошими результатами, то у вторых всё не так. Слабая психика обуславливает ряд проблем. Дома — это страшный и грозный боец. На улице поведение собаки – это поведение трусливого агрессора. И дрессировка собак этой группы сложна, результаты нестойкие, остаётся непредсказуемое поведение.
Однозначно, социализация собаки первой группы необходима. При её правильном аккуратном проведении она даст хорошие результаты. При недостаточной социализации собаки на улице могут вести себя достаточно агрессивно и антисоциально ввиду недостаточного опыта общения с окружающими.
Социализация собак второй группы также необходима. Но тут нужны осторожность и профессионализм, то есть социализация собаки проводится под руководством специалиста. Во избежание лишних конфликтов.
Нужно ли давать щенку общаться с другими собаками — на видеохостинге Rutube.
Этапы социализации и формирующееся поведение собаки.
Каждый этап развития собаки как личности сопровождается определёнными процессами социализации, свойственными каждому этапу. На каждом новом этапе это новый опыт познания окружающего социума. И формирование определённых новых навыков реагирования, навыков общения, поведенческих реакций. Длительность этапов развития может варьировать у разных собак в зависимости от породы, воспитания, характера. Каждый этап должен быть законченным, чтобы перейти к следующему. При незавершённости формирования поведения питомца на каком-то из этапов, дальнейшая социализация собаки может пойти по аномальному пути.
Этап запечатления. Период социального импринтинга.
Возраст от 2 недель – с момента открытия глаз. Социум щенка – собачья мама и его братья-сёстры. У пастушьей собаки щенок может видеть вокруг себя обитателей хлева, где он родился. Для щенка служебной породы важно с этих первых дней видеть ухаживающего за ним человека. До 6-8-недельного возраста щенок учится общаться со своим окружением. Это и общение с кормящей сукой, и конкуренция с однопомётниками, игры с ними и с кем-то из людей (заводчиком). Это начальный период социализации. В этот период важны простейшие игры со щенком, тактильный и словесный контакт. В воспитании активно участвует мать-сука. Обычно к окончанию этого срока щенок меняет место жительства и отрывается от матери и других малышей, попадая в свой новый дом. Пройдя период адаптации в новом жилище, он вступает в новый этап своей социализации.
Второй период социализации собаки.
Этот этап включает период от 6-8 недель до 4-5 месяцев. Социализация собаки в этот период считается самой важной. Закладываются основы характера, формируется высшая нервная деятельность и поведение собаки в будущем. Этот период особенно травматичен для психики малыша, любые стрессы могут наложить неизгладимый отпечаток на всю будущую жизнь. Поэтому социализация собаки на данном этапе должна проходить под самым тщательным контролем. Следует максимально оберегать щенка от внешних угроз, как в домашней обстановке, так и на улице. Максимально щадящая дрессировка основывается исключительно на позитиве. Чрезвычайно важны подвижные игры и установление позитивного контакта с хозяином и всеми членами семьи.
Но этом этапе щенок исследует и познаёт окружающий мир, с которым его нужно активно знакомить. Прогулки начинают на руках, чтобы смягчить стресс первого знакомства с миром улицы, шумом города, прохожих, машин. Расширять познание окружающего мира следует постепенно. Переходят на прогулки на поводке (приучение к поводку и ошейнику дома) в пределах двора. Затем в соседних дворах. Потом по улице. В более шумных местах. И так далее. Малыш увидит вокруг себя и разных людей, и разных животных. Он познает особенности передвижения по разным поверхностям. Узнает, что есть и неодушевлённые движущиеся предметы, познает различные звуки. Опыт такого познания подготовит его к будущей взрослой жизни. Цель хозяина – питомец должен привыкнуть к окружающей обстановке и не испытывать никаких страхов в любой ситуации.
Расширение социума.
Наличие прививок позволяют знакомиться – очень осторожно – с другими собаками. Это могут быть его сверстники либо дружелюбные собаки постарше, но сопоставимых размеров. Позже круг знакомств можно расширить. Но только исключить проявления агрессии от чужаков. При общении с сородичами происходит обучение щенка ритуальному языку поз и жестов, его пониманию.
Не воспрещается и общение с чужими людьми. Лучше, если поначалу это будут знакомые, соседи по подъезду или двору. Люди, которые любят собак и искренне доброжелательно общаются с вашим малышом. В дальнейшем можно разрешать познакомиться и на улице с посторонними. Главное, щенок должен понять: от человека, как такового, не исходит угроза. Также следует внимательно контролировать общение с чужими детьми. Не каждому ребёнку можно доверить малыша – это всегда риск непредсказуемых ситуаций на данном этапе. Риск, что дети, порой невзначай, могут обидеть мохнатую ляльку. Но это не значит, что нужно оградить питомца от такого общения. Знакомство с детьми тоже важно – просто нужно подбирать кандидатов для первого такого опыта общения.
Этот этап социализации очень подходит для дрессировки собаки, при правильном подходе занятия в этот период всегда очень плодотворны. Но если питомец растёт взаперти и не общается с внешним миром, со сверстниками, результат можно не получить. В другой, непривычной обстановке послушания может не быть. Будет пугливость, нарушение ориентации, возможны агрессивные проявления, непредсказуемое поведение собаки. Поэтому правильная социализация собаки должна проходить параллельно с грамотной дрессировкой щенка.
Нельзя наказывать малыша за робость перед каким-то явлением, следует успокоить его, показать отсутствие угрозы. Так же не наказывают за попытки подбежать к незнакомому человеку.
Социализация собаки с неустойчивой психикой.
Почему-то считается, что любую чужую собаку можно свободно погладить или угостить. И если собака проявляет протест – это неадекватный пёс. Но ведь собака, изначально агрессивная, защитной или охранной породы, именно так и должна поступать. Это спасатели, водолазы, поводыри или просто дружелюбные домашние любимцы могут позволить чужому вольности. Но остальные-то – нет! А сколько сейчас собак с оборонительно-агрессивными поведенческими реакциями!
Ведь если поведение собаки определяется боязнью всего нового вокруг, её агрессивность может непредсказуемо повышаться. Для таких собак посторонний человек изначально видится, как потенциальный источник угрозы. Критические действия чужого:
- Протянуть руку, чтобы погладить.
- Наклониться угостить.
- Приближаться, глядя прямо в глаза.
Такие жесты вызовут, скорее всего, оборонительную агрессию. Возможно, активную. С исходом в виде укуса.
Поэтому самый лучший вариант, особенно для агрессивных собак с неустойчивой психикой, это социализация под контролем специалиста. Это может быть опытный инструктор-кинолог или зоопсихолог. В так называемой «контролируемой среде». То есть там, где нет вероятности непредсказуемых встреч с чужими агрессивными собаками или неадекватными людьми.
Социализация собак с сильной нервной системой.
Если ваша собака проявляет признаки агрессии к чужим, но не из страха перед ними – это нормально. Ваша собака просто относится к первой группе агрессивных псов с сильной устойчивой психикой. Но это вовсе не значит, что она опасна для окружающих. Её поведение просто нужно взять под строгий контроль. Тогда она будет не опаснее пистолета на предохранителе или автомобиля с опытным водителем. Поэтому таких питомцев тоже приучают к спокойному отношению к чужим людям на улицах и к их собакам. При правильном обучении такую собаку можно и погладить, и угостить, если только хозяин разрешает. Но правильная социализация собаки, адекватное поведение собаки в обществе вам обеспечит лишь опытный специалист. Сам владелец, конечно, тоже может попробовать – но тогда весьма велик риск инцидентов и неприятных последствий такой самодеятельности.
Для хозяина дружелюбной собаки это, наоборот, не проблема. Это тип неагрессивных собак. Тут, скорее, понадобятся ограничения в общении. Чтобы его избыток не пошёл во вред контакту с собакой и дрессировочному процессу.
Частые ошибки социализации.
Самый обычный метод знакомства собаки с чужими – попросить кого-то из незнакомых поучаствовать в процессе. При этом следует избегать некоторых ошибок.
Ошибка при налаживании контакта.
Нельзя наклоняться к собаке и протягивать в её сторону руку для оглаживания. Следует дать ей подойти самой и обнюхать, изучить вас. Можно дать обнюхать кисть руки с тыльной стороны. Лишь затем можно предложить лакомство (корм). Дать понять, что у вас самые мирные намерения. Если собака взяла корм и показывает своё дружелюбие, можно попробовать её погладить. Хотя для знакомства это вовсе не обязательно. Недопустимо для того, чтобы погладить собаку, притягивать её к себе. Избыточное количество жестов также может привести к укусу.
Ошибка при кормёжке.
Недопустимо наклоняться перед собакой и навязывать ей своё общество, предлагая при этом корм. Собака охранной или защитной породы воспримет это как жест угрозы, провоцирующий конфликт. Встать прямо, несколько боком, не глядя в глаза – поза, говорящая, что вы не хотите конфликта.
Коррекция поведения при неправильной социализации.
Вообще, если возникает непривычная сложная ситуация, часто помогает другая тактика. Это переключить хозяину внимание собаки на себя. Любым способом: игрой, вкусняшкой, командой, даже убеганием прочь. Для исправления уже сформированных поведенческих реакций используется ещё коррекция поведения удавкой. То есть применение контрастного метода. В этом случае отрицательным подкреплением служит незатянутая на шее удавка. Она работает, задавая направление движения и используется рывком при невыполнении команды. Но использованию удавки предшествует период привыкания к ней собаки. Для задания направления используется слабое натяжение, для коррекции при отказе выполнения команды – сильный рывок. В отличие от удавки, для коррекции агрессии электро-импульсные ошейники применять нецелесообразно:
- Они не имеют направленности воздействия.
- Могут сами по себе стимулировать агрессию, особенно вблизи объекта агрессии.
То же самое можно сказать и про применение парфорса.
Достигнутый при коррекции результат требует обязательного закрепления.
Вот пример.
На площадке выполняется коррекция агрессии удавкой. Собака агрессивная, с сильной психикой. При появлении раздражителей (люди, собаки) переключаем на себя внимание: команды, лакомство. При приближении чужих сила раздражителя нарастает, и собака перестаёт переключаться на инструктора. Агрессивная попытка пресекается командой и направляющим натяжением удавки. При выполнении собака получает поощрение. При дальнейшем нарастании силы раздражителя возможен отказ выполнить команду. Тогда следует резкий повтор команды и рывок удавкой. При повторах происходит постепенное наращивание силы раздражителя за счёт сокращения дистанции. Затем повторы служат для закрепления результата. До тех пор, пока не сформируется нужное нам поведение собаки.
Для ряда агрессоров это и есть социализация собаки, хотя и вторичная. Просто у щенков ряда агрессивных пород такие наклонности закреплены генетически. И даже несмотря на все усилия в щенячьем возрасте, зачастую они полностью не бывают подавлены. Поэтому нужны корректирующие тренировки и в более позднем возрасте. Ведь для безопасности для окружающих необходим полный контроль над такой собакой.
И наоборот. Никакая социализация собаки, не имеющей агрессивных качеств, не поможет сделать из неё защитника и охранника.
Инструктор-кинолог Яговитина Ю.А.