Об обучении поиску наркотических веществ.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
Продолжение, часть 2 (часть 1 — читать ЗДЕСЬ)
Автор: Ю.А. Яговитина, кинолог Центра специальной дрессировки собак.
1.2.2. Уход и содержание.
Собаки, которые обучаются и состоят на службе в таможне, полиции, ФСИН, содержатся в вольерах. Такое содержание благотворно влияет на процесс дрессировки. За каждой собакой закреплён проводник-кинолог, который ухаживает за ней, кормит, обучает и впоследствии работает с ней. Кинологу разрешается забирать собаку домой. Тесный контакт с собакой и постоянные тренировки благотворно влияют на её работу [1].
Существует ряд регламентированных правил содержания служебных собак, обязательных для всех лиц, кто так или иначе с этим связан [24]. Данные требования регламентированы в соответствующих ведомственных постановлениях, приказах и наставлениях внутри каждой службы [1,2,3,4].
1.2.3. Воспитание и начальная дрессировка.
Начиная с Зх месячного возраста щенков обучают послушанию. Это основные команды: «Ко мне!», «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!» Также обучают щенков играть и приносить предметы. Это способствует установлению контакта с дрессировщиком и дальнейшему обучению.
Для начального обучения используются преимущественно игровые методы, которые становятся более доступными для щенка возрастом старше 5-6 месяцев в силу большей его сформированности, как физически, так и психологически. Для дальнейшего обучения используется контрастный, игровой и вкусопоощрительный методы.
Основной задачей начального обучения и воспитания является определение:
а) типа нервной системы собаки;
б) приспособляемости к работе в различных условиях;
в) способности к обучению;
г) активного общего поведения собаки в работе.
Флегматичные и слабонервные собаки, а также излишне возбудимые не подходят для поиска наркотических веществ. Повышенная злобность, агрессивность собаки, проявляющаяся в этом возрасте, является критерием для выбраковки таких щенков, так как агрессия и поиск НС на службе несовместимы.
Перед тем, как начать заниматься специальной дрессировкой, следует обязательно пройти общий курс дрессировки. В результате у будущей служебной собаки должны быть выработаны и закреплены следующие навыки [2,3,4]:
- безотказный подход к инструктору по команде «Ко мне!»;
- умение ходить рядом с дрессировщиком;
- выполнение команд «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»;
- спокойное отношение к людям;
- чёткое выполнение команды «Апорт!»;
- позитивный контакт с инструктором-дрессировщиком;
- устойчивая положительная реакция на команду «Хорошо!»;
- собака должна быть приучена ко всем собачьим аксессуарам, а также к нахождению в автотранспорте.
1.3. Обучение поиску наркотических веществ.
1.3.1. Методы и методика.
Дрессировку по поиску наркотических веществ целесообразно начинать примерно в возрасте от 8 до 15 месяцев. В более молодом возрасте также можно начать обучение, но выносливость у таких щенков значительно ниже. Поэтому интенсивные и длительные тренировки они переносить не способны.
Методика обучения базируется на применении интенсивного метода дрессировочного процесса и сочетании различных методов – игровой (апортировочный) и вкусопоощрительный (пищевой) [12].
Игровой метод основан на «инстинкте добычи», т.е. стремлении собаки овладеть апортировочным предметом. К дрессировке игровым методом можно приступать после того, как кинолог убедится, что собака заинтересована в игре с предметами. Это проявляется в том, что она с удовольствием играет, приносит игрушку, борется за неё, заинтересована неподвижной игрушкой, может играть с любыми подходящими предметами. Следует обратить внимание на то, как собака ищет спрятанную игрушку, полагается ли она на обоняние. Насколько выражена заинтересованность, или она быстро теряет интерес, самостоятельна в поиске или обращается за помощью к проводнику. Проверяется также настойчивость в поиске, упорство в желании добраться до найденной игрушки. Все эти качества должны быть максимально развиты.
Для того, чтобы познакомить собаку с запахом наркотических веществ, первоначально используют игрушку. Например, это может быть мячик, полый внутри, либо это может быть резиновая или пластиковая трубка с отверстиями для выхода запаха. Важно: эти предметы не должны иметь посторонних запахов и запаха проводника в том числе. Поэтому заниматься нужно в перчатках и брать предметы пинцетом. После каждого занятия игрушка или апортировочный предмет тщательно моются.
Внутрь кладётся кусок ткани, пропитанный имитатором запаха наркотических веществ или пакетик с ним (закладка). Собаке дают тщательно обнюхать предмет, затем возбуждают её игрой с ним, позволяя хватать его зубами. Вызывая интерес собаки к игрушке, одновременно знакомят её с запахом.
Далее дрессировщик на виду у собаки забрасывает игрушку в то место, где она малозаметна, например в траву. По команде «Ищи!» и жестом правой руки вперёд, он посылает собаку искать игрушку. Заинтересованная и возбуждённая игрой, она быстро находит игрушку благодаря хорошему обонянию, после чего поощряется игрой и восклицанием «Хорошо!, Молодец!».
Собака всегда должна получать удовольствие от занятий, поэтому достаточно делать по 2-3 пуска за одно занятие и потом делать перерыв, после чего переключать её на другой вид деятельности. Рекомендуется после каждого пуска менять предметы на чистые.
Контрастный и механический методы в обучении поиску наркотических веществ не применяются [11].
Постепенно задание усложняют. Дрессировщик привязывает собаку и прячет игрушку сам, имитируя запрятывание в нескольких местах. Затем подходит к ней и пускает её на поиск. Потом это делает помощник. Он дразнит собаку игрушкой, убегает от неё и прячет так, чтобы собака не видела место закладки. Для этого можно ей закрыть глаза рукой.
Впоследствии игрушку заменяют на другие предметы, имеющие иные, может даже различные сопутствующие запахи. Это могут быть пластиковые контейнеры с отверстиями, спичечные коробки, пачки от сигарет, пузырьки от лекарств и т.п., или их сочетание. Они также запрятываются, и когда собака находит запах НС и обозначает его, то игрушка выбрасывается дрессировщиком из-за спины прямо в место выхода запаха, как поощрение. После чего следует непродолжительная игра.
Вкусопоощрительный метод подходит для собак, у которых нет выраженной заинтересованности к апортировке. Обучение проходит примерно по той же схеме, что и игровым методом. Мотивацией здесь является чувство голода и желание съесть лакомство. Для этого на начальном этапе в контейнер с имитатором запаха наркотических веществ кладут ещё и кусочек лакомства. Позднее лакомством поощряют отдельно от найденного контейнера с закладкой. Таким образом у собаки вырабатывается условный рефлекс: нашла закладку – получила лакомство. Постепенно у собаки образуется взаимосвязь между запахом еды и имитатором запаха наркотических веществ.
Параллельно с этим, собаку приучают к обозначению найденного запаха наркотических веществ. Существует два вида обозначения: активный –когда собака лает, царапает лапами, пытаясь добраться до предмета (закладки с имитатором запаха наркотических веществ), и пассивный — когда она, найдя закладку с запахом, ложится или садится, указывая носом место выхода запаха.
Здесь также работают или один из методов (игровой, вкусопоощрительный), или их сочетание. Когда собака не только находит, но и правильно обозначает закладку, то она поощряется либо выброшенным мячиком, либо лакомством, причём не только кусочком из закладки, но и с руки дрессировщика у самого места выхода запаха. В дальнейшем, кусочки лакомства в закладках делают меньше, а затем и совсем убирают. Собака должна научится работать на чистый запах наркотического вещества.
Научив собаку работать на местности и правильно обозначать найденный запах наркотических веществ, переходят к обучению по обыску помещений, багажа, автотранспорта и у человека по той же схеме, используя данные методы. При этом следует избегать избыточных дрессировок. Для этого следует организовывать дрессировочные занятия специальным образом, по отдельным видам обыска. Так, в разные дрессировочные дни, следует переключать собаку на различные виды тренировочной деятельности, чередуя их. К примеру, обыск местности чередуется с обыском помещения и с обыском автотранспорта.
По мере совершенствования навыка собак приучают работать в различных погодных условиях и в разное время суток. Предметы с имитатором запаха наркотических веществ прячут на разной высоте. Для запрятывания НС привлекаются помощники, чтобы собака не отвлекалась на запах хозяина. Проводятся занятия по поиску «слепых закладок», когда дрессировщик не знает, где сделана закладка. Если дрессировщик видит, что собака теряет интерес к поиску, устаёт, то он незаметно перепрятывает закладку поближе так, чтобы она смогла быстро найти. Все занятия должны заканчиваться обнаружением закладок, чтобы собака не теряла интерес к работе. После занятий обязательная прогулка и отдых [11].
1.3.2. Факторы, влияющие на работу собаки.
Ряд факторов технического характера могут затруднять работу собаки.
Малая концентрация летучих запаховых молекул НС выходящих из закладки. Низкое содержание молекул запаха наркотических веществ обусловлено или совсем небольшим количеством искомого вещества в закладке, или очень плотной, даже порой герметичной его упаковкой. И это неудивительно, так как криминальные структуры весьма изобретательны в этих вопросах.
Наличие посторонних запахов вблизи закладки. С целью маскировки запаха наркотических веществ могут использоваться посторонние стойкие и более сильные запахи. Такими веществами могут, к примеру, пропитать оболочку (упаковку). Это могут быть и просто посторонние запахи, достаточно сильные, чтобы отвлечь собаку от поиска. В качестве таких отвлекающих агентов могут оказаться запахи табачных, парфюмерных изделий, пищевых продуктов, лекарственных препаратов, летучих химических веществ, разлагающихся отходов и продуктов жизнедеятельности.
Экспозиция закладки. При работе специально обученной собаки результат тем выше, чем больше давность закладки – происходит «накопление» запаха наркотических веществ, пропитывание им упаковки.
Чтобы научить собаку поиску наркотических веществ самой низкой концентрации, во время обучения следует очень постепенно уменьшать количество НС в закладке. При этом также используются всё более плотные упаковочные материалы, затем начинают уменьшать экспозицию закладки – то есть запах не успевает «накопиться». На самых поздних стадиях начинают примешивать различные стойкие отвлекающие запахи, постепенно повышая их концентрацию. Процесс контроля силы запахов очень непрост и требует осторожности и большого опыта инструктора. Следует каждый раз очень чётко усиливать как экспозицию НС в упаковке, так и экспозицию отвлекающего агента. И учитывать скорость пропитывания упаковки молекулами наркотического вещества, что позволит обнаружить искомый запах [14].
Весьма непростым моментом дрессировки может оказаться обнаружение следов наркотического вещества, находящегося на какой-либо поверхности в открытом виде. К примеру, следы на столе. Особенно это может вызвать сложности у собак, тренируемых на основе апортировочной реакции. Поэтому так важна постепенность и поэтапность в подготовке любого более сложного упражнения (поискового задания). В ряде случаев во время дрессировки допустимо использование кинологом короткого поводка, которым можно управлять собакой, направлять её.
Выработка равнодушия к посторонним, отвлекающим, маскировочным запахам тоже производится постепенно. В этом случае отвлекающий запах сначала располагают на некотором расстоянии от искомого, постепенно приближая его, а затем и увеличивая количество «маскировочного» вещества. Таким образом достигается безошибочность поиска наркотических веществ (их следов) среди массивов побочных запахов, при этом собака привыкает не реагировать и не отвлекаться на запахи пищи и не отвлекается от поискового процесса [18].
Для эффективного обучения данным требованиям нужно:
- При начальных пусках дополнительный (маскировочный, побочный) запах должен быть отчётливо слабее основного запаха наркотического вещества. Впоследствии постепенно соотношение меняется на противоположное.
- Один и тот же побочный запах не следует несколько раз подряд сочетать с запахами наркотических веществ – желательно их менять достаточно часто.
- После каждого пуска на закладку с НС вместе с побочным запахом следует производить вначале пуск на чистый запах наркотического вещества, а затем 3-й пуск – на оба эти запаха, но располагающиеся раздельно. Располагая побочный запах на более близком расстоянии к собаке, происходит как бы провоцирование её, в итоге в третьем пуске закладка с побочным запахом становится как бы «контрольной».
Следует также учесть, что затруднить поиск наркотических веществ может не только само наличие постороннего запаха. К примеру, при обследовании багажа, собака сталкивается с большим количеством как объектов обследования, так и большим разнообразием запахов в них. Сам по себе процесс непрерывного длительного распознавания утомляет, отвлекает собаку, она может потерять интерес к процессу поиска на каком-то этапе. Поэтому при выполнении такого упражнения не следует давать собаке подолгу задерживаться на объектах (сумки, ящики, чемоданы) без искомого запаха. На начальных этапах обучения необходимо подбирать нейтральный спектр запахов в контрольных объектах, чтобы не вызывать ими у собаки во время поиска ни отрицательных, ни явно положительных эмоциональных реакций. Напротив, искомые объекты необходимо наполнять запахом наркотического вещества в достаточном количестве. Соответственно, соотношение количества «искомых» объектов и «беззапаховых» должно увеличиваться в пользу последних очень постепенно.
Существуют также факторы, влияющие на обучение собаки, которые также следует учитывать [22]:
- наличие поблизости посторонних людей, животных;
- различная обстановка и новизна местности (парк, улица, лес и т.д.) с посторонними предметами (транспортными средствами) и их шумами, запахами;
- погодные условия и температура окружающей среды, включая осадки, направление и скорость ветра;
- состояние здоровья и общее самочувствие обучаемой собаки, эмоциональный настрой её и инструктора;
- ландшафтные и рельефные особенности местности.
1.3.3. Дрессировочный процесс.
Для успешного дрессировочного процесса нужна хорошая материальная база, включающая использование самых разных видов имитаторов запахов, как самих наркотических веществ, так и различных упаковок для них, а также источников побочных запахов, которые могут отвлекать собаку во время поиска.
В последнее время в пунктах таможенного контроля, в основном, применяется способ пассивного обозначения.
Для обучения собаки поиску наркотического средства и подаче сигнала о его нахождении изначально следует начинать дрессировку на уже знакомых собаке объектах.
Первоначальный процесс обучения состоит из следующих моментов:
а) знакомство собаки с конкретным запахом наркотического вещества перед началом обучения;
б) запрятывание закладки с подготовленным запахом;
в) посыл собаки на поиск спрятанной закладки;
г) обучение обозначению найденного источника запаха.
Поиск наркотических веществ основан на выработанном комплексе сложных поведенческих стереотипов. Для этого используется ряд условных раздражителей. Это: команда «ищи», жест (показ) рукой в сторону места поиска. Также: команды «апорт», «нюхай», «дай», «голос», «лежать», «хорошо». Безусловными раздражителями могут использоваться непосредственно апортировочный предмет, жесты одобрения и поощрения.
Как знакомить собаку с запахами наркотических веществ, было описано выше.
Правильно обозначать предметы с запахом наркотического вещества пассивным способом учат следующим образом. Для этого используют пластиковые контейнеры. В крышках контейнеров делают несколько отверстий около 0,5мм в диаметре. В один из них кладут закладку. Поначалу это делается на виду у собаки. Контейнеры расставляют в 50 см друг от друга. За тем, по команде «Ищи!», пускают собаку к контейнерам. Когда она находит искомый запах, то пытается взять контейнер в зубы. При этом дрессировщик подаёт команду «Лежать!». После укладки собаки, она поощряется лакомством или игрушкой у самого выхода запаха, приучая её таким образом указывать на искомый запах носом. Затем контейнеры меняют местами и снова пускают собаку. За одно занятие упражнение повторяют 2-3 раза.
Обучение собак поиску наркотических веществ на видеохостинге Rutube.
Когда собака научится правильно обозначать закладки с НС на земле, то начинают ставить контейнеры выше от земли (на стол, на скамейку, на капот машины), приучая её вставать на задние лапы и указывать носом закладку. При этом очень важно следить, чтобы собака не теряла интерес к поиску.
1) Обучение обыску местности.
Для проведения такой дрессировки подбираются участки, размером приблизительно 50м на 50м, по возможности защищённые от ветра. Поначалу для обучения используются небольшие контейнеры (банки) с имитатором запаха наркотических веществ (вначале всего 2), которые располагают на участке непосредственно на виду у обучаемой собаки. При этом располагаются также несколько закладок с другими запахами, которые являются контрольными. Также, если использовать развитый апортировочный рефлекс, можно применить вариант разбрасывания по участку контрольных предметов. Но тогда используются такие контрольные контейнеры (ёмкости), которые собаке неудобно брать пастью. То есть, собака может побежать к брошенным предметам, но схватить и принести ей будет удобно именно апортировочный предмет с искомым запахом. Позднее и контрольные предметы делают удобными для носки в пасти. На дальнейшем этапе всё равно следует перейти не к разбрасыванию, а к раскладыванию предметов по участку, а потом и к их маскировке. Сначала на виду у собаки, а потом скрытно.
Поводок при этом не используется. При этом инструктор располагается в районе срединной оси участка и направляет собаку жестами и голосом в случае необходимости. Если это не приносит успеха, следует вместе с собакой подойти к месту предполагаемого обнюхивания и побудить это выполнить командой «нюхай», указывая жестом на конкретное место. Поводок может быть использован только на начальных этапах обучения в случае частых пробежек без принюхивания. В дальнейшем такие участки для занятий следует подготавливать заранее, не менее, чем за 3-4 часа, чтобы успел выветриться запаховый след инструктора, маскирующего закладки, и собака не могла находить их, идя по следу.
Для выработки безразличного отношения к посторонним запахам людей, впоследствии занятия переносятся на участки, где могут находиться посторонние люди, животные (городские пустыри, парки, аллеи).
В процессе обучения следует переходить от простого расположения на местности к более сложным вариантам маскировки. НС можно прикопать в почву, заложить под дёрн или прошлогоднюю листву, невысоко подвесить на ветви кустов или деревьев. Очень подходят для этого участки с разными постройками, металлическими или железобетонными сооружениями, автомобилями, кучами мусора. Закладку можно расположить как в объекте на местности, так и прямо в грунте. Тренировочный поиск наркотических веществ ведётся в самых разных условиях.
2) Поиск наркотических веществ в помещении.
Рекомендовано начинать упражнения по обучению поиску с предоставления собаке возможности самостоятельно исследовать нужное помещение. Это необходимо, чтобы животное быстрее привыкло к новой для него обстановке, новому запаховому спектру. Длительность такого ознакомления может зависеть от размеров помещения, количества находящихся в нём объектов и посторонних лиц, от уже приобретённых ранее навыков к поисковой работе.
При этом инициированный кинологом поиск наркотических веществ ведётся в некотором роде спонтанно, без команд и участия инструктора. Однако ему, находясь в районе середины помещения, следует запоминать те места, которые не были осмотрены и наблюдать за поведением животного. Если собака не находит закладку, через некоторое время её активность неизбежно снижается, она начинает поглядывать на кинолога. В такой ситуации необходимо подбодрить собаку оглаживанием, похлопыванием и затем вновь направить её в поиск, но уже более целенаправленно к тем местам, которые были пропущены либо недостаточно тщательно обследованы. Если этого не сделать, собака может и сама возобновить поиск, но будет это выполнять уже с неохотой, проявляя интерес уже к посторонним запахам и вещам, поэтому следует избегать такого сценария, а также не допускать появления пробежек без принюхивания. В случае необнаружения закладки в конце поиска следует прибегнуть к поиску на коротком поводке.
Если же видны признаки усталости, питомцу нужно дать небольшой отдых. Вообще, на начальных стадиях обучения поиск наркотических веществ не должен быть дольше 5-8 минут. В последующем длительность постепенно увеличивают и доводят до 20-25 минут.
Данный пример обыска помещений не нужно рассматривать как единственно правильный. Учитывая индивидуальные особенности психики каждого животного и в ходе обучения, инструктор может видоизменять тактику дрессировки и применять какую-то свою схему действий.
3) Поиск наркотических веществ в багаже.
На открытом месте дрессировщик раскладывает багаж. Это могут быть сумки, чемоданы, ящики, на расстоянии 1м (6-8 предметов). Все предметы багажа должны быть чуть приоткрыты. Собаку привязывают на расстоянии 5-7м от багажа. Дрессировщик даёт ей обнюхать контейнер с запахом НС, заинтересовывает её и идёт к багажу. Он кладёт контейнер в одну из сумок, но делает вид, что кладёт в каждую сумку. Затем подходит к собаке, берёт её на поводок и подводит к багажу. По команде «Ищи!» и жесту рукой, кинолог отправляет её на поиск наркотических веществ. При этом он ведёт собаку на поводке и указывает рукой на каждую сумку, принуждая её тщательно обнюхивать. Когда собака найдёт искомый запах и правильно обозначит его, дрессировщик поощряет её лакомством прямо от сумки или выбрасывает из-за спины мячик в место выхода запаха. После чего следует непродолжительная игра. После 2-3 занятий собаку пускают на поиск без поводка. Далее занятия усложняют. Контейнеры с запахом НС в закрытый багаж прячет помощник, так чтобы собака не видела. Занятия проводят в разных местах и при различных погодных условиях.
4) Поиск наркотических веществ на транспорте.
Поиск наркотических веществ производится обнюхиванием автомобиля снаружи и обследованием кабины (салона) внутри, по команде и жестам кинолога. Такой обыск может производиться как на поводке, так и без него. В ряде случаев хорошо обученные собаки могут производить поиск полностью самостоятельно, без какой-либо помощи инструктора.
Обучение обыску транспорта аналогично обыску помещения. Кинолог привязывает собаку в 5-7м от машины. Показывает ей и даёт обнюхать контейнер с запахом НС. Возбуждает собаку, направляется к машине и прячет контейнер. После чего, подходит к ней, отвязывает поводок, подаёт команду «Ищи!» и жестом направляет собаку на поиск. При этом сам инструктор тоже может имитировать поиск. После того как собака нашла и обозначила закладку, следует поощрение.
Для обучения этому виду поиска следует маскировать закладки НС во всех возможных доступных местах автомашины поочерёдно. Особенно это касается возможных мест сокрытия НС в реальной жизни: под обшивкой салона, внутри кресел, дверей, колёс, за приборными щитками и т.д.
5) Поиск наркотических веществ на человеке.
При такой дрессировке на людях основное внимание должно уделяться тому, чтобы собака не реагировала непосредственно на фигурантов, а лишь изучала спектр запахов, исходящих от них. Для этого следует, по возможности, исключить факторы, возбуждающие её. Отсутствие обозначения найденного источника запаха на человеке может иметь различные и не всегда понятные причины. В таких случаях следует изменить условия поиска, упростив решаемую задачу. Можно для начала переместить, к примеру, закладку с НС из кармана куртки в ботинок, в голенище сапога или другое доступное низкорасположенное место.
Кинолог усаживает собаку напротив группы людей (статистов), даёт ей обнюхать контейнер с запахом НС и отбегает к группе людей. Он обходит каждого статиста имитируя запрятывание контейнера. Затем подходит к собаке, берёт её на поводок и подводит к людям. По команде «Ищи!» и жестом он посылает собаку на поиск, при этом сам кинолог идёт рядом и жестами указывает, где нужно искать. Почуяв запах НС, собака должна уткнуться носом в место выхода запаха и замереть. В награду ей выбрасывается мячик или она поощряется лакомством.
В дальнейшем проводится поиск наркотических веществ на человеке как в группе, так и поодиночке. Статисты при этом могут двигаться, менять положение, общаться, выполнять какие-то действия и т. п.
1.3.4. Перечень навыков обученной собаки.
1) Общий курс дрессировки.
Выполнять норматив FH-1 (розыскная собака I ступени, раздел В-послушание), который включает в себя:
а) хождение по команде «рядом» со всеми вариантами усложнений (на поводке);
б) хождение по команде «рядом» без поводка. Отсутствие реакции на звуки работающего большегрузного транспортного средства;
в) посадка и укладка в движении и работа на выдержку.
2) Обыск местности и помещений.
а) на участке 50 на 50 метров, находить и обозначать закладки с НС, как закопанные в землю, так и подвешенные на высоту до 2 метров;
б) это же выполнять в различных природных условиях, на различных объектах и в строениях;
в) выполнять обыск всех видов помещений, в том числе служебных, подсобных, а также строительных перекрытий;
г) выполнять поиск наркотических веществ по воздушному потоку внутри помещения;
д) обладать вышеуказанными навыками при наличии отвлекающих факторов, несмотря на маскировку, а также в присутствии иных запахов:
- людей и его личного имущества;
- разнообразная парфюмерия и табак;
- пищи и лакомства.
3) Досмотр автотранспортных средств, крупногабаритных грузов, пассажирского багажа.
а) уметь выполнять поиск наркотических веществ, чётко обозначать источник их запаха;
б) уметь выполнять досмотр не менее 2-3 автомобилей с одного пуска;
в) уметь досматривать не менее 8 багажных объектов с одного пуска;
г) уметь выполнить поиск наркотических веществ на не менее 5-6 грузовых объектах подряд различных размеров;
д) выполнять данные виды досмотра с отвлекающими факторами, в условиях маскировки и с побочными запахами:
- индивидуальный запах человека (личные вещи);
- парфюмерные и табачные изделия;
- запахи пищевых продуктов.
Обычно программа обучения собак поиску наркотических веществ рассчитана приблизительно на 10-12 недель. Перед её началом должны быть полностью отработаны необходимые упражнения с апортировочным предметом, содержащим запах НС. Отработка их обычно занимает около 6-8 занятий. Помимо этого, полностью должен быть освоен общий курс дрессировки, лишь после этого можно начать заниматься непосредственно специальной дрессировкой по поиску НС [7]. В итоге обучение специальной собаки займет не менее 12 недель. При этом сроки могут и удлиняться под влиянием различных факторов и условий [23].
Продолжение — читать ЗДЕСЬ
Кинолог Центра специальной дрессировки Яговитина Ю.А.