Специальная дрессировка собаки по поиску наркотических веществ.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему:
Методы специальной дрессировки собак по поиску наркотических веществ на примере немецкой овчарки с дисплазией тазобедренных суставов.
Продолжение, часть 3 (часть 1 — читать ЗДЕСЬ, часть 2 — читать ЗДЕСЬ)
Автор: Ю.А. Яговитина, кинолог. Профиль — специальная дрессировка собак.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Особенности здоровья. Реабилитация.
С 3-х-месячного возраста у объекта исследования изменилась походка, появилась перемежающая хромота, повышенная утомляемость на прогулках, стали заметны узкий постав задних конечностей, их эпизодическое скрещивание. Это впервые было отмечено на монопородной выставке в классе Baby в июне 2017года. К 5 месяцам отчётливо изменились и пропорции тела в пользу увеличения размеров и мышечной массы его передней части, появилась асимметрия конфигурации таза.
В ветеринарной клинике на основании рентгенологического обследования был поставлен диагноз «Двусторонняя дисплазия тазобедренных суставов, средней тяжести справа, лёгкой степени слева». Повторное рентгенологическое исследование было проведено в возрасте 1 год, диагноз был подтверждён. При этом уже также были выявлены начальные признаки двустороннего деформирующего артроза, головка правой бедренной кости находилась в позиции подвывиха. При этом функция правого тазобедренного сустава была в целом сохранена за счёт формирования ложного мышечного сустава. На основании этих данных был сделан окончательный вывод о тяжёлой степени двусторонней HD.
На основании рекомендаций ветеринарных специалистов с 4-месячного возраста было начато лечение HD. Проводились длительные курсы хондропротекторов и противовоспалительных препаратов: артрогликан, хондролон, страйд. Для лечения сопутствующего артроза — карпрофен в инъекциях. Питание было сбалансировано по всем составляющим, кальцию и витаминам, проводился контроль веса. Также выполнялись курсы «водной дорожки».
Регулировалась и двигательная нагрузка у собаки со строгим контролем во избежание переутомления и избыточных нагрузок, травмирующих движений и упражнений – были исключены упражнения с использованием прыжков в высоту, лестниц, любые передвижения по скользким поверхностям. Также использовались активные нагрузки плаванием. При этом уровень физической нагрузки поддерживался на уровне субмаксимальной переносимости. Целью данной последовательной двигательной реабилитации являлись:
а) создание крепких связочно-мышечных «поддержек» в изменённых вследствие дисплазии тазобедренных суставах для улучшения их функционирования и формирование эффективных механизмов мышечной компенсации;
б) улучшение локального кровоснабжения суставов и предотвращение дальнейшего ухудшения двигательных функций суставов;
в) улучшение общего здоровья, повышение общей тренированности, жизненного тонуса и сопротивляемости организма, а также подготовка необходимых физических кондиций для будущего проведения функционально допустимых дрессировочных занятий. Планировалась специальная дрессировка в допустимых объёмах.
Функция изменённых тазобедренных суставов, конечно же, осталась ограниченной, но, благодаря сформировавшимся механизмам мышечной компенсации, она по большей части была сохранена. При этом ведущее значение в этом имела именно проводившаяся активная двигательная реабилитация. В итоге комплекс применяемых лечебных и реабилитационных мероприятий позволил не только остановить прогрессирование заболевания, но и заняться дрессировкой. Сначала общая, затем и специальная дрессировка.
Учитывая невозможность допуска данной собаки к разведению в апреле 2018 года была произведена операция по её стерилизации.
В процессе взросления наблюдались изменения внешности, характерные для собаки с HD: узкий постав задних конечностей, их постоянное перемещение «под себя» со сгибанием спины. Стали заметны вышестоящая головка правой бедренной кости, асимметрия таза, смещение положения хвоста.
2.2. Начальная дрессировка.
Начальное обучение исследуемой собаки начало проводиться с 2х месячного возраста. Специальная дрессировка собаки невозможна без предшествующего курса ОКД.
Это были основные команды по послушанию, такие как «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!», «Фу!», приучение к ошейнику, поводку, наморднику. Также щенка обучали играть и приносить предметы. Это способствовало установлению контакта с дрессировщиком и дальнейшему обучению.
Для начальной дрессировки щенка использовались вкусопоощрительный и игровой методы дрессировки. Это позволяло не только налаживать позитивный контакт с собакой и правильно воспитывать её, но и развивать игровой метод положительного подкрепления. Все эти моменты оказались весьма полезными для последующей специальной дрессировки.
Все команды отрабатывались сначала в домашних условиях, с отсутствием раздражителей, затем на дрессировочной площадке. Постепенно условия усложнялись, и занятия переносились в различные места, проводились в различных условиях и при любой погоде.
Из-за особенностей здоровья собаки, ей давались умеренные нагрузки. Занятия проводились 3 раза в день, по 15-20 минут, после чего ей предоставлялся отдых.
После выработки навыков послушания собаку начали обучать преодолению препятствий (бум, барьер, лестница) и команде «Апорт!». Именно преодоление препятствий явилось самым сложным для объекта наблюдений ввиду ограничения движений вследствие HD. Тем не менее, нетяжёлые двигательные ограничения функций при определённых тренировках в щадящем режиме привели к достижению определённых результатов.
Далее перешли к обучению выборки вещи, что заняло очень немного времени. Этим этапом предварялась непосредственная специальная дрессировка собаки.
2.3. Обучение поиску наркотических веществ.
Затем была начата собственно специальная дрессировка. Первую неделю объект исследования (обучаемую собаку) знакомили с запахом. Для этого использовался имитатор запаха канабиса (гашиша), помещённый в пакетике в полый мячик. Занятия проходили в форме игры. Занятия по поиску постепенно усложнялись, вырабатывая нужный навык по поиску исключительно положительным подкреплением.
Далее была начата работа над обозначением найденного запаха. Собака, почуяв запах наркотического вещества, должна была научиться обозначить место закладки. Объект исследования обучался пассивному обозначению. Была поставлена цель, чтобы собака, найдя источник запаха, ложилась перед ним и указывала на него носом. Если закладка находилась на некоторой доступной высоте, то собаке было необходимо встать на задние лапы и также носом указать на место выхода запаха.
Для этого использовались несколько пластиковых контейнеров, в один из них производилась закладка, вначале на виду у собаки, позднее – скрытно. Затем выполнялся пуск собаки. Когда она находила искомый запах, предотвращалась попытка взять контейнер в зубы. Использовались команды «Лежать!» и «Носик!». После укладки собаки, она поощрялась лакомством у самого выхода запаха. Таким образом приучали собаку указывать на искомый запах носом. За одно занятие производилось не больше 3-х пусков, чтобы собака не уставала и не теряла интерес. Впоследствии вместо лакомства в качестве поощрения стал использоваться преимущественно мячик.
Когда собака научилась правильно обозначать закладки с НС на земле, то начали ставить контейнеры выше от земли (на стол, на скамейку, на капот машины), приучая её вставать на задние лапы и указывать носом закладку. Позднее вместо контейнеров стали использоваться другие различные ёмкости (коробки, пачки от сигарет, носки, перчатки, стеклянные баночки). Все эти предметы имели свой запах, и собака училась находить и обозначать искомый запах НС среди других посторонних запахов.
Далее объект исследования обучали обыску местности. Занятия проводили 1-2 раза в день, через день, по 2-3 подхода за одно занятие. В остальные дни проводились ОКД, упражнения на выдержку, выполнение команд на расстоянии, по жестам, преодоление препятствий. Один день в неделю собака отдыхала от занятий. Специальная дрессировка собаки чередовалась с упражнениями ОКД и отдыхом.
Объект исследования обучался обыску местности под руководством опытного инструктора. Для этого был выбран участок местности размером 10х10м, с травой, кустарниками, камнями, на котором прятали закладку с запахом НС. Через 20-30 минут собаку подводили к участку и, по команде «Ищи!», на длинном поводке пускали её на поиск. Жестами ей указывалось направление поиска, чтобы научить тщательно обыскивать весь участок. При этом поводок не натягивался, чтобы не сбивать собаку с поиска. Только лёгкое подёргивание и жест рукой в сторону источника запаха, когда она выходит за границы участка. Почуяв запах и обнаружив место закладки, собака пыталась выкопать её. В этот момент ей подавались команды «Лежать!» и «Носик!». Когда собака занимала правильное положение, уткнувшись в место закладки носом, ей выбрасывался мяч.
Постепенно занятия усложняли. Закладки закапывались под землю на 4-6 см и впоследствии проводились занятия и по «слепому» методу. Занятия проводились на дрессировочной площадке, затем в различных местах, в парках, скверах, во дворе. Там, где много отвлекающих факторов, чтобы собака научилась концентрироваться на работе и не реагировать на окружающих.
Специальная дрессировка по обыску помещений стала следующим этапом. Использовались закладки с экспозицией 20-30 минут. Это делалось для того, чтобы запаховые частицы лучше распространились по помещению. Сначала это были лёгкие закладки, на уровне пола. Постепенно усложняли задания, поднимая их выше от пола, до уровня носа собаки, а затем и выше. Разница была лишь в том, что первые занятия проводились всё же в блоке на коротком поводке, приучая собаку более тщательно обнюхивать помещение.
Обыск помещения производился не свободно и хаотично, а стремились приучить собаку двигаться вначале по периметру по часовой стрелке, а затем и по спирали к центру. Начинался он снаружи, с осмотра входной двери, замков, косяков и дверных ручек. Собака должна была тщательно обнюхивать каждый сантиметр помещения по периметру и все предметы, которые в нём находятся. Для этого её брали на короткий поводок и шли впереди неё, показывая рукой на разной высоте, где искать.
Обозначение закладки с запахом происходило обычным способом. Собака, почуяв запах, утыкалась в его источник носом и ложилась, либо замирала на месте. За правильное обозначение ей выбрасывался мяч, из-за спины, в место выхода запаха. Также помещения постоянно меняли, задания усложняли. Наличие посторонних наблюдателей в таких местах за дрессировочным процессом неизбежно добавляло определённые сложности в обучении. Тем не менее, такие отвлекающие факторы приучали объект исследования работать при любых условиях и в различной обстановке, повышали её сосредоточенность в работе.
Далее перешли к обучению обыска багажа. Первые занятия проводились в домашних условиях, закладку производили в одну из нескольких сумок, собака на 20 минут была закрыта в другой комнате, затем выполнялся пуск. Аналогичным образом перешли к работе с чужими сумками и вне дома, на улице. Учитывалось и направления ветра – на начальных этапах стремились расположить сумки, чтобы ветер был боковым. Очень постепенно переходили от простого к сложному.
Обучение обыску транспорта проводилось на легковых автомобилях в Центре специальной дрессировки собак и на грузовых автомашинах на базе МЧС. Обучение начинали с наружного обыска автомобиля. Закладки с запахом НС прятались в колёса, за номера, под бампер. Обыск производился против часовой стрелки. Работали в «блоке». Затем перешли к обыску салона автомобиля. Требовалось научить собаку тщательно обнюхивать каждый сантиметр, учитывая наличия в салоне большого количества потайных мест, куда можно спрятать НС. Сложность состояла ещё и в том, что закладка могла быть спрятана снаружи, а запах выходил через обшивку в салон.
При обыске транспорта производилось обнюхивание автомобиля снаружи либо обследование кабины (салона) внутри, по команде и жестам кинолога. Такой обыск сначала производился на поводке, затем без него. Постепенно была достигнута цель вести поиск полностью самостоятельно, без какой-либо помощи инструктора.
Аналогично проводилось обучение и на грузовых транспортных средствах.
Производилось также обучение обыску личных вещей человека. Это происходило следующим образом. На дрессировочной площадке, после воскресных групповых занятий, выбирались несколько человек из числа хозяев собак. Их выстраивали в одну шеренгу и усаживали собаку слева от них. Показав собаке мячик, инструктор обходил каждого человека делая вид, что прячет мячик где-то в одежде статиста. Обойдя всех, собаке показывали, что в руках ничего нет, мячик спрятан. По команде «Ищи!» и жестом в сторону людей собака отправлялась на поиск. Первые занятия приходилось вести собаку на поводке, обходя каждого человека и показывая ей, где искать. Почуяв запах НС, собака также обозначала его укладкой или замирала, уткнувшись носом и получала в награду мячик, который выбрасывался из-за спины. Далее специальная дрессировка проводилась без поводка. Каждый раз люди были разные и места занятий впоследствии также менялись.
Позднее проводилось поэтапное обучение на разных уровнях поиска. Вначале выполнялось обучение поиска на самом нижнем уровне, практически у самой земли. Для этого закладки с запахом прятались в обувь статистов. Когда этот уровень был устойчиво освоен, начиналось освоение следующего. Для этого закладки прятались как в обуви, так и выше в одежде, но не выше пояса. Собаке предлагалось осуществить повторный проход, но уже с более высоким обнюхиванием испытуемых.
Так обучение объекта исследования по поиску наркотиков длилось около 7 месяцев. Специальная дрессировка выполнялась 5 раз в неделю, по 45 минут. За этот период было также произведено знакомство и с новыми запахами НС. На устойчивую отработку каждого нового запаха отводилось 3-4 недели. В результате было освоено 5 запахов: канабис, опий, кокаин, героин, амфетамин.
2.4. Испытания и соревнования.
По окончании обучения общему послушанию исследуемая собака приняла участие в испытаниях и получила диплом ОКД II степени.
Итогом же всего обучения стали соревнования, где данная собака получила возможность показать свои приобретённые навыки, в том числе навыки специальной дрессировки. Соревнования проводило Уральское таможенное управление. В них принимали участие сотрудники и собаки таможни и полиции из Свердловской, Тюменской, Курганской, Челябинской областей, с общей численностью 20 собак с проводниками.
Соревнования проходили 3 дня. В первый день был обыск багажа, обыск личных вещей людей и послушание. Во второй день, обыск местности и полоса препятствий. В третий день — обыск транспорта и награждение. На каждое задание по поиску давалось определённое время (3-5 минут). В упражнениях по послушанию проверялось умение собаки ходить рядом с проводником, команды на выдержку, спокойное отношение к группе людей, к выстрелу и подача предмета по команде «Апорт!».
Исследуемая собака показала хорошие результаты в обыске местности, в послушании и в обыске багажа. При этом она недостаточно эффективно отработала на обыске личных вещей людей, обыске транспорта. Соответственно, были сделаны надлежащие выводы о результатах специальной дрессировки. Так, например, сказалась её индивидуальная повышенная отвлекаемость, что повлияло на результаты соревнований. Отсюда была выявлена необходимость больше заниматься в местах скопления людей, оставлять собаку одну в незнакомых местах, заниматься при отвлекающих факторах (плохие погодные условия, другие животные и т.д.). Также необходимо усложнять условия в обыске местности, больше работать на участках с элементами построек, на пересечённой местности.
Несмотря на выявленные недочёты в дрессировке и в результатах соревнований был очевиден значительный успех проведённой работы, что явилось основой для окончательных выводов. Результаты участия в соревнованиях на общих основаниях показали возможность реализации всех признанных методов специальной дрессировки у исследуемого объекта.
Специальная дрессировка служебных собак по поиску наркотических средств на видеохостинге Rutube.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, были изучены методы обучения собак служебных пород поиску НС. На практике данные методы специальной дрессировки были применены к объекту исследования – немецкой овчарке с наследственной проблемой здоровья – HD – ограничивающей её функциональные возможности. Результаты специальной дрессировки отразились на результатах состязаний и соревнований, в которых принял участие наблюдаемый объект. При этом сделаны выводы:
1) собаки с подобными нарушениями, имеющие нетяжёлые функциональные ограничения, могут быть успешно обучены некоторым видам специальной дрессировки традиционными методами, в том числе поиску НС;
2) результаты специальной дрессировки могут быть успешными в ряде отдельных её компонентов, но в целом не достигают высокого уровня ввиду наличия определённых функциональных нарушений;
3) использование собак служебных пород, признанных негодных по состоянию здоровья, в иных сферах применения зависит от степени их функциональных ограничений;
4) очевидно, что разнородность группы таких собак по их заболеваниям предопределяет их различные области применения, определяемые индивидуально. Это могут быть и какие-то варианты следовой или, возможно, даже волонтёрской поисково-спасательной службы, и канис-терапия, и дрессировка поводырей, пастушья служба, или что-то иное. Но в любом случае, необходимость этого в последние годы возникает всё чаще в связи с ростом количества генетических аномалий. Поэтому задача применения таких собак становится всё более актуальной – в противовес практике усыпления таких питомцев. И это вполне реально. Что и хотелось показать в этой работе. Ведь даже и собака с ограниченными возможностями, и её владелец могут быть не только полезны друг другу, но и приносить реальную пользу другим.
ФГБОУ ВО Уральский ГАУ
Екатеринбург, 2020
Кинолог Центра специальной дрессировки Яговитина Ю.А.