По материалам квалификационной (дипломной) работы о сохранении и восстановлении рабочих качеств у проблемной кане-корсо.
Автор: Бражеева Е.Л., кинолог Центра специальной дрессировки собак.
Руководитель: преподаватель кафедры зооинженерии ФГБОУ ВО Уральский ГАУ Фомичева Н.А.
Сохранение рабочих качеств у проблемных собак на примере итальянского кане-корсо.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОРОДЫ КАНЕ-КОРСО.
1.1. Племенная работа.
1.2. Итальянский кане-корсо – особенности породы.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ.
2.1. Выбор собаки для работы.
2.2. Социализация собаки и начальная дрессировка по послушанию.
2.3. Подготовка собаки к сдаче норматива ОКД.
2.4. Физиологические проблемы и кризис в дрессировке.
2.5. Начальная подготовка к обучению защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы многие заводчики служебных пород собак перестали уделять внимание рабочим качествам. Безусловно, это связано с тем, что у многих пород нет обязательной сдачи нормативов при допуске в разведение. В стандарте породы четко прописаны требования к экстерьеру. На них и делают упор заводчики. Таким образом, часто в разведение допускаются собаки с отсутствием рабочих качеств, которые были присущи данной породе.
Но утрата рабочих качеств, это даже не главная проблема. Собаки не тестируются на устойчивость нервной системы, не выбраковываются сверх агрессивные и трусливые собаки. В разведение допускаются больные животные. И вопрос ставится уже не только в том, может ли собака работать. Часто встречаются особи, которые не пригодны для домашнего содержания: у них случаются вспышки немотивированной агрессии или трусости, они сложно социализируются, у них очень слабо выражен пищевой и игровой инстинкты. При этом многие животные являются носителями генетических заболеваний и требуют постоянного лечения для поддержания жизни.
В нашей стране на сегодняшний день существует большое количество дрессировочных центров. Но далеко не все владельцы собак пользуются их услугами. Обязательная дрессировка не прописана на законодательном уровне. Кроме того, нет законодательной основы, регулирующей деятельность центров дрессировки. Кинологи, оказывающие услуги по дрессировке, часто не являются специалистами в этой области.
Отсутствие кинологической грамотности населения приводит к тому, что щенки приобретаются только по внешнему виду без учета породных особенностей. Люди, их купившие, не планируют тратить время и деньги на дрессировку. Заводчики, в погоне за прибылью, подстраиваются под «среднего» покупателя. Так среди рабочих пород все чаще появляются представители, которые по темпераменту и потребностям напоминают собак декоративных пород. В целом, все это также губительно влияет на сохранение рабочих качеств собак.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что породу итальянский кане-корсо можно отнести к тем самым популярным породам, заводчики которой очень часто не уделяют должного внимания рабочим качествам. Это неизбежно приводит к тому, что в разведение попадают собаки с различными недостатками и пороками.
Предметом данного исследования является работа по сохранению рабочих качеств служебных собак. Объектом – собака породы кане-корсо.
В итоге целью данной работы явилось выявление проблем, которые влияют на рабочие качества собак, на примере итальянского кане-корсо. С использованием теоретических, практических и сравнительных методов исследования. Таким образом можно выявить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
- Изучить физиологические особенности собак, влияющие на рабочие качества.
- Рассмотреть племенную деятельность.
- Разобраться в особенностях данной породы.
- Провести собственные исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОРОДЫ КАНЕ-КОРСО.
1.1. Племенная работа.
Для улучшения генофонда пород собак требуется высокий уровень компетенции в сфере специальных знаний, которыми должны обладать заводчики и специалисты кинологических организаций.
Племенная работа состоит во взаимосвязи комплексов ветеринарно-гигиенических, организационно-экономических и зооинженерных мероприятий, направленных на улучшение качеств животных. Главная задача — улучшение имеющихся и совершенствование новых выводимых пород, типов, линий, семейств, которые отвечают требованиям стандартов и дальнейшего специального использования.
В племенной работе должны использоваться разработанные, проверенные практикой эффективные методы, совершенствующие племенные и рабочие качества собак. Должны отбираться лучшие представители племенных животных, исходя из их комплексной оценки (бонитировке). Так же должен входить плановый и хорошо продуманный подбор сук и кобелей для вязки, взращивание и воспитание молодняка, и обязательная систематическая дрессировка взрослых особей.
Основополагающим документом при племенной работе является разработанный и утвержденный стандарт породы кане-корсо. Этот стандарт индивидуален и общепринят для каждой отдельно взятой породы и породной группы. [6]
Задачей племенного отбора является наследование основополагающих признаков, как ярко выраженных, так и мало заметных, с целью их закрепления у будущего потомства, для достижения улучшения породных качеств. Данные признаки закрепляются посредством подбора.
Подбор может производиться как среди поголовья одного питомника, так и с привлечением других кровей. В крайних случаях для закрепления максимально положительных результатов может применяться инбридинг (близкородственное скрещивание).
Во время подбора особое внимание уделяется кобелю, он по своим рабочим племенным качествам должен преобладать над качествами сук, так как может иметь больше потомков.
Отбор и подбор являются неделимыми элементами племенной работы, направленной на достижение получения максимально желаемых качеств в репродуцируемом потомстве.
Также во время проведения селекционной и племенной работы необходимо обращать внимание на применение разводимой породы, к примеру, в служебном собаководстве для племенной работы выбираются особи с наиболее развитыми рабочими качествами. При декоративном разведении делается акцент на экстерьер, по тем же принципам выбираются собаки для спортивного и охотничьего разведения. Исходя из вышесказанного, представители одной и той же породы могут быть непригодны для разведения по целям их применения. Например, кобель немецкой овчарки, обладающий отличными рабочими качествами, может, быть абсолютно неприемлем для экстерьерного разведения. Наличие тех или иных качеств проверяется во время проведения выставок, соревнований и прочих кинологических мероприятий [15].
1.2. Итальянский кане-корсо – особенности породы.
Предком кане-корсо принято считать староримского дога, достоверное упоминание которого относится к 1238 году. Большая часть признаков породы формировалась самостоятельно естественным путем, скрещиваясь с местными собаками, селекционную работу тогда никто не вёл.
В XIX веке порода достигла пика популярности за ее крепкий внушительный вид и благородные черты. Собак использовали на кровавых турнирах, травле диких зверей, для охраны замков.
В дальнейшем кане-корсо появились в быту у крестьян и пастухов. Собаки стали более универсальными: с ними можно было отправится на охоту, пасти домашний скот и не беспокоиться о безопасности имущества и своих семей.
После Второй мировой войны порода оказалась на грани исчезновения. Ее фактически спас итальянский биолог профессор Джованни Бонатти. Он занялся поиском особей, подходящих к племенной деятельности. В результате данной работы появился производитель Базир, который послужил эталоном стандарта породы кане-корсо. [3]
В 1984 году был принят временный стандарт породы, который был составлен Антонио Морсиани. На тот момент насчитывалось около пятисот особей. В 1996 году Международная кинологическая федерация (FCI) зарегистрировала породу кане-корсо под номером 343. В Россию первые кане-корсо были завезены в 1994 году.
По классификации FCI кане-корсо относится к 2 группе, класс молоссы. Согласно стандарту, собаки должны быть крупные, атлетического телосложения с грациозными движениями. Они обладают массивной головой с хорошо развитыми челюстями. Средний рост 60-68см при среднем весе 45-55 кг, что не мешает отличной скорости и быстроте реакции. В стандарте породы также отмечено, что кане-корсо должны быть спокойными и уравновешенными. Это проявляется в обучении, игре или работе.
В процессе разведения этих собак и селекционной работе должно уделяться строгое внимание стандарту породы, любые отклонения от него являются причиной для выбраковки. Однако высокая популярность породы при недостаточном внимании к рабочим качествам привели к быстрому появлению ряда проблем в породе, связанных с устойчивостью нервной системы и распространением ряда генетических заболеваний.
Наиболее распространенным заболеванием в породе на сегодняшний день является дисплазия тазобедренного сустава. Оно неизлечимо, передается генетически, поэтому снимки на дисплазию стали обязательны при допуске в разведение.
Так же дисквалифицирующими факторами являются:
- Нарушение зубной системы. Это неполнозубость, перекус, недокус.
- Бесхвостость и заломы хвоста — серьезные аномалии, появляющиеся из-за доминантных генетических мутаций.
- Нарушения психики. Принимая во внимание то, что кане-корсо — это прежде всего служебная собака, такие проявления как перевозбудимость, необоснованная или неуправляемая агрессия, а также трусость, трусливо-оборонительная реакция являются недопустимыми моделями поведения. Тем не менее, собаки с такими нарушениями психики допускаются в разведение недобросовестными заводчиками.
- Крипторхизм. Особи с данными проблемами к разведению не допускаются. [11]
Но, несмотря на тяжелое положение в породе, остаются добросовестные заводчики, которые стараются сохранить не только внешний вид кане-корсо, но и его рабочие качества.
Собаки данной породы успешно участвуют в таких спортивных дисциплинах как «Большой Ринг», IGP, ОКД, ЗКС, FH, обидиенс.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ.
2.1. Выбор собаки для наблюдения.
Для выпускной квалификационной работы была выбрана сука итальянского кане-корсо, возраст 2 года.
Собака была взята у заводчика в возрасте 8 месяцев. До этого она содержалась в условиях свободного выгула, на частной огороженной территории, расположенной за городом в лесном массиве. Жила в составе стаи из четырех взрослых сук и двух щенков такого же возраста разных пород.
Отсутствие своевременной дрессировки, социализации и непростые отношения в стае, привели в итоге к формированию нежелательного поведения. У собаки наблюдалось робость, недоверие к людям, боязнь громких звуков, городского транспорта и других раздражителей. Например, акт дефекации собака совершала только на освещенной территории и строго в определенном месте. В противном случае собака могла терпеть очень продолжительное время, отказываясь испражняться.
2.2. Социализация кане-корсо и начальная дрессировка по послушанию.
Для укрепления контакта с проводником было решено кормить наблюдаемую кане-корсо с рук. После непродолжительного времени кормление было перенесено на улицу с целью использования раздражающих факторов.
Правильное поведение к посторонним людям и собакам вырабатывалось на групповых занятиях в Центре специальной дрессировки, направленных на социализацию животных.
Для устранения агрессии и недоверия к посторонним собакам и людям проводились такие упражнения как «Змейка». По команде «рядом», необходимо было пройти «змейкой» между людьми с собаками, выстроенными в одну шеренгу. Важно, чтобы при движении кане-корсо была сконцентрирована на проводнике и не обращала внимания на рядом стоящих людей и собак. Внимание наблюдаемого объекта переключали также на лакомство в руке.
Применялось также движение в составе группы встречными и параллельными курсами. Смысл психологической тренировки был тот же, лакомством и голосовым поощрением переключали внимание собаки на проводника.
Данная собака в первое время проявляла ярко выраженные признаки неуверенности, граничащие с трусостью. Она часто поджимала хвост, прижимала уши, нервно оглядывалась по сторонам. В моменты воздействия особо ярко выраженных раздражителей (неожиданные взмахи других участников занятий, резкие звуки) собака прекращала движение и приседала на все четыре лапы. Во время приближения других собак, выдавала признаки необоснованной трусости, выражающиеся в попытках удалиться от приближающейся собаки.
Работу по укреплению психики начинали с общения с положительно настроенными собаками. За основу ограниченной группы были взяты щенки и собаки с ярко выраженным игровым поведением (не более четырех). Упражнения были короткими, до 10 минут. По мере того, как наблюдаемая собака понимала, что приближение другой особи не представляет никакой угрозы, а люди лояльны и доброжелательны, время занятий, количество людей с собаками и плотность преодолеваемого строя увеличивались.
Экспериментальным путем было выявлено, что данная собака отдает наибольшее предпочтение отварным кусочкам мяса, что и было выбрано в качестве поощрения во время проводимых занятий.
Таким образом у объекта наблюдения постепенно пропала боязнь окружающих людей и робость. Она стала чувствовать себя отчётливо увереннее при общении с людьми.
Далее подключили длительные прогулки по городу. Они совершались в разное время суток (утром, днем и вечером), знакомя собаку с городскими раздражителями (транспорт, стройки, большие скопления людей, возле торговых центров и промышленных объектов), нагрузку добавляли дозированно, начиная с мест, где мало шума и наименьшее скопление людей.
Поначалу при сильных раздражителях кане-корсо стремилась сбежать, переставала слышать проводника, очень быстро покрывалась перхотью, возникали проблемы с контактом. В связи с этим было решено полностью перейти на пищевой метод поощрения, собака работала за корм, ела исключительно на улице.
Для налаживания отношений с собакой, пытались развивать игровую мотивацию собаки. Снова возникли проблемы, собака не хотела играть на улице, полностью игнорировала игрушки. Игровая реакция полностью отсутствовала, она постоянно отвлекалась на окружающие раздражители. Состояние кане-корсо было угнетенным и настороженным, хвост поджат, уши прижаты. Хотя дома в спокойной обстановке инстинкт добычи проявлялся в полной мере, собака играла с удовольствием, но самостоятельно.
Поэтому для развития игровых реакций было принято решение гулять в лесном массиве. При отсутствии городских и промышленных раздражителей собака чувствовала себя комфортно, была спокойна и сконцентрирована, однако от предлагаемой проводником игры по-прежнему в основном отказывалась.
На данных прогулках отрабатывались такие команды как «ко мне», «гуляй». К кане-корсо крепилась стропа (парашютная, очень легкая, длина 5м и ширина 1,5см), после чего она спускалась с поводка. По команде «ко мне», легкими подтягивающими движениями подводили собаку к себе. При подходе собаку фиксировали усадкой, поощряли куском и похвалой, после чего сразу отпускали по команде «гуляй». Чтобы увеличить темп при подходе, после легких рывков, проводник весело и энергично отбегал спиной вперед. Собака начала ассоциировать подзыв с игрой, что значительно улучшило процесс выработки игрового навыка. Также при выработке данных навыков попробовали локомоторные игры. Собака с удовольствием бегала, играла в «толкучки» и могла контактировать, не проявляя никаких признаков агрессии.
Так же велась работа на концентрацию. Объект усаживали перед дрессировщиком, и, при помощи кусочка, когда кане-корсо смотрела в глаза, она поощрялась после маркера «да». Далее, во время прогулок, собака самостоятельно искала контакта глазами с проводником. Такое поведение поощрялось маркером «да» и лакомством.
После двух месяцев таких прогулок, собака стала самостоятельно искать контакт с проводником, стала более спокойной и сконцентрированной. Было решено внести усложнения – возобновить прогулки в городе при наличии городских раздражителей.
Спустя шесть месяцев кане-корсо стала комфортно чувствовать себя и на улице, пропала настороженность, перестала проявляться острая реакция на громкие звуки. Собака стала искать внимания проводника, охотнее включалась в игру.
Кане-корсо. Агрессия на человека и ошибки дрессировки — на видеохостинге Rutube.
2.3. Подготовка кане-корсо к сдаче норматива ОКД.
Параллельно с социализацией велась дрессировка кане-корсо по нормативу ОКД. Занятия проходили 2 раза в неделю. В ходе занятий было решено использовать вкусопоощрительный метод, так как у собаки преобладала пищевая мотивация. Занятия строились по принципу постепенного усложнения упражнений. На начальных этапах выбирались время и место проведения занятий с минимальным количеством отвлекающих раздражителей. Далее вводились усложнения, такие как: параллельная дрессировка другой собаки на той же площадке, усложнялись также и сами упражнения.
Команда «Гуляй».
Использовался длинный поводок, подавалась команда «гуляй!» одобряющим голосом, одновременно выбрасывая правую руку в сторону движения. При этом в игровом режиме пробегались 5-10 м, с повторами команды «гуляй!», «хорошо!». Движения были очень энергичными. Сделав такую пробежку, предоставляли ей возможность свободно погулять на длинном поводке. После этого подзывали, давая лакомство и повторяли упражнение.
Команда «Сидеть».
Подав команду, придерживая объект правой рукой за поводок, левую с лакомством заносили над ее головой, заводя назад. При этом не давали собаке подниматься или вертеться. Тогда собака, провожая кусочек глазами, закидывала голову назад и садилась. Лишь тогда она получала лакомство и поощрялась голосом. После нескольких повторов кане-корсо при команде «сидеть» стала усаживаться без какого-либо механического воздействия.
Команда «Лежать».
Команду «лежать» отрабатывали так же, используя лакомство. Для этого сначала собака усаживалась. Затем, держа лакомство перед ее мордой, отодвигали его вниз и на себя, повторяя команду. Пытаясь взять лакомство, собака ложилась, после чего награждалась кусочком. Затем проводник выпрямлялся и снова подкреплял ее лакомством. Такие действия не давали собаке вставать сразу и способствовали выработке выдержки.
Команда «Стоять».
Сначала кане-корсо усаживали, затем правой рукой с лакомством вытягивали её вперед, одновременно приподнимая левой рукой под живот. При этом следили, чтобы она не вертелась и не переступала лапами, оставалась на месте.
Команда «Рядом».
Собака усаживалась у левой ноги, затем ей подавалась команда «рядом» и начиналось движение шагом. Одновременно левую рукой с лакомством помещали к носу, держа ее у бедра, чтобы кане-корсо двигалась на уровне ноги. При попытках собаки отойти в сторону производилась корректировка легкими рывками в требуемое положение у ноги.
В ходе дрессировки по данному нормативу возникли некоторые проблемы. Например, при комплексе «Сидеть – лежать — стоять» задние лапы обучаемой собаки продвигались вперед. Проблему решили тем, что отрабатывали комплекс на специальной тумбе, которая не позволяла собаке продвигаться.
Затем перешли к обучению на снарядах.
Бум.
Так как кане-корсо был уже год, и вес ее составлял более 40 кг, понадобилась помощь для ее подстраховки. В остальном проблем не возникло. За рукой с лакомством, собаку завели на бум (помощник стоял с другой стороны и поддерживал, чтобы она не спрыгнула и не упала). Далее на буме с остановками на кормление подавалась команда «вперед», поощрялся похвалой каждый шаг, и по окончанию, после того как она самостоятельно сбегала с него, фиксировалась усадкой. После короткой выдержки собака отпускалась командой «гуляй» с игрушкой.
Барьер.
Перекладины устанавливались не выше груди собаки, так как она находилась в процессе активного роста. Навык нарабатывался следующим образом. Кане-корсо брали на поводок. Давали команду «барьер», и она вместе с дрессировщиком перепрыгивала через препятствие. Далее собака фиксировалась усадкой и поощрялась лакомством и похвалой. После того как она поняла, что от нее требуется, задачу усложнили. Останавливались перед препятствием и указывали ей рукой при подаче команды.
Горка, лестница.
Проблем с отработкой этих снарядов не возникло, после того как кане-корсо усвоила команды «Барьер» и «Вперед».
В целом, данная кане-корсо в процессе подготовки по ОКД показала себя достаточно хорошо. Навыки вырабатывались быстро и надежно.
2.4. Физиологические проблемы и кризис в дрессировке.
В возрасте полутора лет снова начались проблемы с поведением. Перед началом третьей течки, вновь появились признаки нервозности и трусости на улице. Проявилась зооагресия. Собака перестала слушать инструктора, играть, отказывалась выполнять команды. После течки картина ещё более ухудшилась. Любой резкий звук приводил к стрессу. Любая коррекция воспринималась как наказание. Отвлекать лакомством не получалось, собака отказывалась есть как на улице, так и дома. На каждой прогулке между кане-корсо и проводником стали происходить конфликты.
Из-за стресса внешний вид собаки изменился в худшую сторону: тусклая шерсть, слезящиеся глаз, неприятный запах из пасти. Решено было обратиться к ветеринару. После осмотра и сдачи крови выставлен диагноз – ложная беременность на фоне гормонального сбоя.
В итоге установилась связь плохого физического самочувствия с занятиями по дрессировке. Был нарушен контакт с проводником. Собака перестала работать даже в спокойных, знакомых условиях без раздражителей. В процессе дрессировки была совершена ошибка: гормональный сбой на первых этапах был воспринят дрессировщиком как отказ от работы по внешним причинам. И только через какое-то время, в процессе диагностики, стало понятно, что отказ от работы и зооагрессия определялись заболеванием (внутренними факторами).
Поэтому, как только объект демонстрировал признаки стресса, все действия по отношению к нему прекращались. В итоге, когда собака выздоровела, она стала применять это поведение при любых ситуациях, в которых от нее что-то требовалось. Посредством такого поведения, собака предпринимала попытки манипулировать дрессировщиком.
Любое обучение строится по принципу от простого к сложному. Для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, было принято решение вернуться к началу дрессировочного процесса. Начали строить отношения «проводник – собака» с нуля. Несмотря на то, что кане-корсо была готова к сдаче норматива ОКД, то есть имела достаточно большое количество навыков, дальнейшая работа велась по принципу работы с щенком.
Начинали с базы, работали методом наведения и подкрепляли собаку едой и похвалой. Дрессировочный процесс по послушанию разбавили трюками, использовали голосовые маркеры. Строили занятия таким образом, чтобы они не повторялись и не надоедали собаке. На первых этапах полностью отказались от механического воздействия на животное, используя только метод наведения. Были пересмотрены нормы кормления: собака не была голодной (чтобы снова не вызвать стресс), но при этом пищевая мотивация оставалась на высоком уровне.
Безусловно, такая работа проходила быстрее, чем со щенком. Ее целью было не образование новых навыков (так как они уже были сформированы). Цель состояла в изменении отношения собаки к процессу дрессировки. Собака получала удовольствие от обучения, так как выполняла очень простые действия, но награда (пищевая, а главное эмоциональная) равнялась той, которую получают щенки на первых этапах дрессировки. В данной ситуации дрессировщику бывает очень трудно изменить свое поведение по отношению к собаке. Нужно «забыть», что собака взрослая и обученная. Перестать требовать и ожидать точного выполнения навыков. Эмоции, которые исходят от проводника, должны быть искренними. Только так можно выстроить новые отношения в паре кинолог-собака. Так как у собаки и у дрессировщика есть предыдущий негативный опыт взаимоотношений, сделать это гораздо сложнее, чем со щенком.
В нашем случае выбранная методика дрессировки быстро дала положительные результаты. Кане-корсо с удовольствием стала выполнять сначала простые, затем более сложные задания. При этом изменилось ее отношение к работе в целом. Проводник перестал быть инициатором включения собаки в работу. Теперь инициативу проявляла собака. Она стала бороться за внимание проводника, предлагать поработать вместе. Выход на площадку для дрессировки вызывал положительное возбуждение собаки. Это важный момент обучения для породы кане-корсо, так как собака является флегматиком. Кроме того, было отмечено значительное повышение игровой мотивации.
2.5. Начальная подготовка к обучению защите.
После того, как отношения в паре проводник-собака были построены, с целью улучшения самооценки, развития уверенности и повышения дисциплины, было решено начать обучение элементам защитной работы. До начала обучения было проведено тестирование.
Пред началом тестирования инструктор попросил подать несколько простых команд, чтобы проверить степень послушания. «Гуляй», «ко мне», «рядом» были выполнены с первого раза.
Находясь в исходной позиции на дрессировочной площадке, кане-корсо чувствовала себя достаточно уверенно, однако при появлении инструктора по защитной работе проявила признаки робости. Фигурант, находящийся на расстоянии 10 шагов, стал молча двигаться, не теряя зрительного контакта с насторожившейся собакой. Подойдя примерно на пять шагов, фигурант совершил резкий выпад правой ногой вперед, подняв при этом правую руку. Собака отреагировала рыком, при этом приняв боевую позу. Признаки неуверенности пропали. После этого фигурант быстро отступил, собака перестала рычать, но позы не меняла: оставалась внимательной, настороженной, готовой к атаке. Данные манипуляции были проведены дважды, поведение собаки при этом повторялось. При третьем подходе фигурант попробовал приблизится еще на два шага. Это вызвало активно-оборонительное поведение у собаки, выраженное громким лаем и короткими выпадами в направлении фигуранта. После этого фигурант немедленно скрылся из поля зрения собаки, подкрепив тем самым правильность поведения собаки и продемонстрировав бегство «угрозы».
После тестирования была сделан вывод, что испытуемая кане-корсо обладает хорошими охранными инстинктами. Тем не менее, необходима дальнейшая работа для устранения робости и повышении уверенности в себе.
Дальнейшие занятия были кратковременны, собака находилась в статичном положении, рядом с проводником. Фигурант двигался полукругом по отношению к собаке на удалении пятнадцати метров, периодически имитируя попытки нападения. Собака, подбадриваемая проводником, в моменты нападения выполняла агрессивные жесты в сторону фигуранта, после чего последний демонстрировал паническое бегство.
Данное упражнение повторялось в течение трех занятий. К третьему занятию кане-корсо перестала проявлять робость, выпады в сторону фигуранта стали более уверенными.
Обязательным условием после каждого занятия было удержание собаки фиксирующий командой проводника и поглаживанием ее фигурантом. Кане-корсо вела себя спокойно, самооценка явно повысилась. Первоначально были попытки агрессии в сторону фигуранта, которые пресекались запрещающей командой. В результате данных упражнений, у собаки развивались как реакции возбуждения, так и торможения. Собака оставалась управляемой даже в состоянии агрессии, что заметно повысило дисциплину.
В дальнейшем собака была выведена из статического положения в состояние свободного выгула. В занятия добавили моделирование различных ситуаций, при этом результат оставался неизменным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В квалификационной работе был проведен ряд наблюдений, проведен подробный разбор особенностей породы итальянский кане-корсо. Изучено предназначение породы и возможное применение. Подробно описана самостоятельная работа с собакой, направленная на решение конкретных проблем по повышению рабочих качеств кане-корсо.
Благодаря правильному подбору методик дрессировки удалось улучшить контакт с собакой, усилить доверие к проводнику. Учитывая, что поведение базируются на рефлексах и инстинктах, использовалась возможность спрогнозировать реакцию собаки на раздражители. В результате процесс дрессировки стал более результативным.
К сожалению, все недостатки в поведении полностью убрать не удалось. Но, благодаря обучению, стало возможным переключение собаки даже с тех раздражителей, которые раньше вызывали острое поведение избегания.
Проблемы изначально крылись в отсутствии первичного воспитания щенка, поздней социализации, а также в изначально неверном выборе методики дрессировки. Поэтому безусловно, в разведение собака не может быть допущена в силу выше описанных причин.
Тем не менее, с данной кане-корсо будут продолжены занятия прикладными и спортивными видами дрессировки, такими как ОКД и следовая работа.
В дипломной работе были установлены следующие факторы, влияющие на сохранение рабочих качеств:
- Неправильная селекционная работа или вовсе ее отсутствие.
- Отсутствие первоначального воспитания щенков (своевременная социализация).
- Физическое здоровье собаки.
- Неправильно выбранные методики дрессировки.
Необходимо помнить, что к каждой собаке должен применяться индивидуальный подход, учитывающий породные особенности. С собаками, которые имеют генетические проблемы в поведении нужно работать с особой тщательностью. Такие собаки могут быть успешно адаптированы и даже иметь определенные успехи при сдаче нормативов. Но, безусловно, они должны быть выбракованы из племенной работы.
Старший кинолог ЦСДС Бражеева Е.Л.