поисково-спасательной службе

По материалам квалификационной (дипломной) работы на тему: Методы подготовки собаки по поисково-спасательной службе.

Автор:  кинолог Волохо Е.С.

Руководитель: преподаватель первой категории кафедры зооинженерии ФГБОУ ВО УрГАУ Корепанова Т.В.

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СОБАК К ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.
  3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.
  4. Контакт и привязанность.
  5. Особенности начальной дрессировки.
  6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.
  7. Повышение значения обоняния в поиске.
  8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

1. Введение.

Поисковоспасательная служба призвана осуществлять помощь людям, оказавшимся в опасности, их поиск и спасение при помощи специально обученных собак.

В России первые собаки стали готовиться на базе ДОСАФФ, а в 1972 г. на общественных началах Федерации альпинизма СССР была создана поисково-спасательная служба. Инициатором и организатором службы поисково-спасательных собак в нашей стране является Мстислав Иванович Усов.

В настоящее время отношение к специалистам службы спасения и их четвероногим помощникам у нас изменилось. В 1996 г. МЧС был создан кинологический отдел, что способствовало более успешной подготовке команд специалистов спасательной с собаками во многих регионах России.

Целью данной работы является исследование особенностей породы лабрадор-ретривер и его дрессировки для поисково-спасательной службы.

Для решения выше поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Дать характеристику породы лабрадор-ретривер.
  • Рассмотреть теоретические основы отбора и дрессировки собак для поисково-спасательной службы.
  • Провести практическое исследование обучения данной породы.

Объектом исследования является щенок породы лабрадор-ретривер.

Предметом исследования являются характеристика породы и особенности ее дрессировки.

2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.

Учитываются следующие критерии:

  • Неагрессивность к человеку и другим видам животных.
  • Развитое обоняние и охотное его использование.
  • Физическое здоровье, развитая и тренированная мускулатура.
  • Средние размеры.
  • Невыраженность охотничьего инстинкта.
  • Хорошая генетически закреплённая обучаемость.

Правильное воспитание щенка является основой успеха его будущей дрессировки. При этом оно рука об руку идёт с правильным выращиванием и уходом. Ведь плохо развитая физически собака не будет обладать и хорошей нервной системой, устойчивой психикой.

Собаки этой породы чрезвычайно подвижны. В процессе воспитания следует это учитывать. Прогулки со щенком должны быть достаточно активными и продолжительными. И при любой погоде. Они должны сопровождаться ежедневными «апортировочными кроссами». С подрастающей собакой проводятся длительные прогулки по лесам, пересечённой местности, на различных видах рельефа. Отсутствие повторений маршрута движения на природе помогает развиваться ориентированию.

Также лабрадор – прекрасный потенциальный охотник. Но для будущего обучения поисково-спасательной службе его охотничий инстинкт нужно подавлять с самого раннего возраста. Для этого используется контрастный метод дрессировки щенка на длинном поводке. Щенка подводят к разным животным, доступным для такого контакта. При попытках игры с ними или преследования его внимание активно переключается инструктором. Используется как положительное, так и отрицательное подкрепление.

Агрессивный лабрадор – крайне редкое явление, грубое отклонение от характеристик породы. Поэтому такие собаки не используются для караульной и защитно-караульной службы. При этом отсутствие трусости, отвага в сложных ситуациях, умение быстро принять решение – необходимые критерии отбора для опасной работы.

При отборе собаки для поисково-спасательной службы следует учесть ещё одну особенность породы. Это любовь к плаванию, купанию, к любому водоёму. Поэтому при отборе для поисково-спасательной службы  это также важный критерий. Лабрадору по силам и поиск утопленников. Правильно обученная собака способна обнаружить местонахождение человека как вплавь, так и с лодки.

Чрезвычайно развитый орган обоняния обеспечивает необычайно тонкий нюх. Эта важнейшая особенность породы также учитывается при отборе. Ведь поисково-спасательная служба предполагает самостоятельный поиск пострадавших. В завалах после взрывов газа, обрушениях после землетрясений. Со всеми многообразными спектрами запахов, сопровождающих такие катастрофы. Для развития обоняния собаке необходим свободный выгул, обнюхивание территории и предметов на ней. В форме игры полезна маскировка апортировочных предметов, их закапывание, подвешивание.

3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.

Помимо общей дрессировочной экипировки существуют аксессуары специального назначения. Они необходимы для обучения собаки поисково-спасательной службе.

  • Шлейка, обшитая красной тканью. Это как маркер. Для собаки – сигнал о начале работы. Для постороннего – сигнал принадлежности собаки ПСС. Такая шлейка должна плотно прилегать к шерсти и быть снабжена карманами на застёжках. В них можно доставить пострадавшему медикаменты, перевязочный материал, записку. К такой шлейке может крепиться буксировочный трос или страховочная верёвка.

поисково-спасательной службе

  • Красный тонкий капроновый поводок. Может использоваться для разных целей: транспортировка саней, грузов. Также он может использоваться в качестве страховочного или лавинного шнура.
  • Защитные бахилы по типу чулков. Используются для работы на травматичных поверхностях: битое стекло, острые камни, горные ледники. Крепятся резинками выше скакательных суставов.
  • Миска для кормления (поения) собаки с запасом воды.
  • Пронумерованные полиэтиленовые пакеты с предметами одежды различных людей. Первый пакет содержит какую-то вещь с запахом инструктора, второй – помощника либо члена семьи. В третьем нательная рубашка или штаны человека, незнакомого собаке. Пакеты служат образцами запахов для закладок. К ним должен иметься пинцет для вынимания вещей из пакетов.
  • Лопата для закапывания закладок. Защитная плёнка или ткань для закапываемых статистов.
  • сантиметровая лента для измерения глубины, красные маркировочные лоскуты для пометки на местности.

В отличие от дрессировочных площадок, обучение поисково-спасательной службе проводится на участке местности. Обычно он имеет название «учебный плац». Такой участок должен иметь, по возможности, пересечённую местность. И иметь элементы, облегчающие маскировку: островки кустарника и деревьев, но не сплошной лес. Таким образом, обстановка должна быть максимально приближённой к реальной. На плацу должно располагаться укрытие для собаки с ограниченной видимостью. Оттуда производится пуск на розыск закладки.

В процессе дрессировки собаки размеры плаца увеличивают с 30х30 м до 100х100 м в зависимости от опыта собаки и количества участников. Следует иметь несколько таких участков. Недопустимо заниматься больше трёх раз подряд на одном и том же плацу.

Есть несколько требований, предъявляемых к учебному плацу.

1) Минимум отвлекающих факторов при дрессировке на самых начальных этапах. Факторы могут быть зрительными, звуковыми, запаховыми.

2) отсутствие засорений мусором, стеклом или какими-нибудь химическими реагентами, удобрениями.

3) безопасность, в особенности, если это горный район.

Очень важна максимально быстрая, не утомительная для собаки доставка её к месту обучения. В идеале это пеший способ, если расстояние до плаца не более 10 км, но перед началом обучения собаке нужен отдых в течение 10-15 минут. Автомобильный способ требует предварительно выработанной привычки к звуковой и вибрационной нагрузке. Следует учесть также и возможную нагрузку на органы обоняния выхлопными газами. Это актуально не столько внутри транспортного средства, сколько на вокзалах, местах ожидания на остановках и посадочных площадках.

4. Контакт и привязанность.

И люди, и собаки могут обладать контактностью и привязанностью в различной степени. В том числе это позитивный контакт инструктора и собаки, их привязанность друг к другу. Для успешного дрессировочного процесса это исключительно важный фактор. Отсюда  крайне нежелательна для собаки смена инструктора на каком-то этапе обучения. Есть даже такое понятие – «передача психики». Именно она позволяет работать наиболее плодотворно. Но это обычно наблюдается только у одного дрессировщика с одной конкретной собакой. Стоит ей предоставить другого инструктора, качество обучения резко падает.

Такая психологическая совместимость вырабатывается очень постепенно, в процессе воспитания, тесного постоянного общения и обучения. Без такой тесной связи и взаимопонимания дрессировка практически невозможна.

На этом основан так называемый швейцарский метод обучения. В его основе лежит взаимная симпатия, привязанность, чувство близости и преданности. Это забота и внимание к обучаемому питомцу. Ласковое отношение при наличии определённой требовательности и знания характера и поведенческих реакций своей собаки. Дрессировщик должен уметь так доминировать над собакой, чтобы при этом не угнетать её. Поощрять правильную инициативу, быть крайне последовательным в оценке и действий собаки, и её возможностей.

Особенности обучения в поисково-спасательной службе – это научить собаку работать полностью самостоятельно. Поэтому все методы принуждения, механического воздействия, любое отрицательное подкрепление и наказания должны быть минимальны. Ведь работа в поисково-спасательной службе базируется не только на чёткой реализации условных рефлексов и выполнению выученных команд. Она просто нереальна без правильно развитой рассудочной деятельности. Которая, в свою очередь, основана на инстинкте свободы, принятию самостоятельных решений.

Поэтому в процессе обучения, на уже более поздних этапах следует чаще давать задания на сообразительность. И создавать условия, близкие к экстремальным, избегать однообразной муштровки, доверять питомцу.

Пример практического обучения поисково-спасательной службе.

Объектом наблюдения и дрессировки было решено сделать щенка лабрадора-ретривера в возрасте 2 месяцев. Для выбора щенка в, подходящего для дальнейшего обучения применялся  тест «Кэмпбелла». Был отобран щенок с ярко выраженным сангвинистическим типом по кличке «Спасающий Лай Цифра», коротко «Цара».

Собака поисково-спасательной службы. Всероссийские испытания — на видеохостинге Rutube.

5. Особенности начальной дрессировки.

Обучение началось сразу после окончания необходимых вакцинаций с курса начальной дрессировки. Сразу же были поставлены цели развития:

  • Получение удовольствия от занятий.
  • Заинтересованность в обнаружении источника запаха человека.
  • Умение преодолевать естественные препятствия.
  • Умение ориентироваться в незнакомых природных условиях.
  • Равнодушие к другим животным.
  • Возможность работать ночью и при любой погоде.
  • Низкие требования к питанию и содержанию.

В воспитании и обучении руководствовались рядом принципов.

  1. Щенку не должно быть разрешено то, что не разрешается взрослой собаке.
  2. Опыт, полученный в самом раннем щенячьем возрасте, очень важен. Он оказывает последующее влияние на всю дальнейшую жизнь собаки, на поведение и работу. Необходим строгий контроль за тем, какой опыт получает собака в щенячьем периоде.
  3. Допущенные в щенячьем возрасте ошибки воспитания могут иметь необратимые последствия в дальнейшем.
  4. Необходимость придерживаться баланса между перегрузками занятиями и, наоборот, недостаточной плотности дрессировки. Делать необходимые паузы и перерывы с учётом повышенной утомляемости щенка. Чередовать сложные дрессировочные задания с игровыми занятиями.
  5. Поиски замаскированной закладки с запахом всегда должны заканчиваться нахождением и наградой. В затруднительных моментах следует помочь щенку.
  6. Значительно эффективнее обучение, если даже на первых порах собака смогла выполнить 1-2-3 сложных заданий по поиску замаскированного источника запаха, нежели 5-10 простых.

Огромное значение для формирования нужных навыков имеет выгул собаки. Прогулки обязательно включали в себя свободный выгул без поводка, обнюхивание территории выгула. Также проводились многократные апортировочные упражнения. Они позволяли предоставить необходимый уровень ежедневной физической нагрузки. Еженедельные длительные прогулки в природных условиях проводились в любую погоду. При этом имели место ночёвки на природе, постоянно менялся рельеф местности, ландшафтные условия.

Особое внимание уделялось длительным прогулкам по лесу. Для них использовался стандартный туристический навигатор. Это позволяло углубляться в лесной массив на большие расстояния без риска заблудиться. И каждый раз выбирать новый маршрут движения. Так происходило развитие собаки способности ориентироваться на местности.

Уделялось внимание и воспитанию равнодушия к диким и домашним животным. Для этого Цару обучали контрастным методом. Использовался  длинный поводок.

  1. Стадия знакомства с запахом животного. К привязанному животному собака подводилась на длинном поводке. Использовались различные обитатели контактного зоопарка.
  2. Приблизившись на 5-10 метров к животному, старались отвлечь собаку игрой, переключить на инструктора, поощрить. Или одёрнуть, если собака не проявляет послушания.
  3. Дальнейшее приближение к животному. В случае попытки преследования следует отвлечь собаку командами, одёрнуть в случае непослушания.
  4. Многократные проходы мимо животных и вслед за ними до тех пор, пока не понадобятся одёргивания поводком.

Этот же метод применялся на кошках, в нескольких случаях на диких утках. Смысл упражнения – при встрече отвлечь, подозвать, при послушании поощрить. При этом неприменимы наказания, если собака вернулась на зов инструктора после пробежки за животным.

6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.

После начального курса дрессировки было начато обучение правильному обозначению найденного статиста.

Этап 1. Упражнения проводились в месте, свободном от разных отвлекающих факторов. Данное место было хорошо знакомо обучаемой собаке.

Отпуская собаку с поводка, подвали команду «Ищи», направляя рукой на статиста. Собака начинала проявлять лаять на статиста, за что получала поощрение – мяч в пасть и игру со статистом. Повторяли упражнение несколько раз. При условии своевременного поощрения собака усваивает данное упражнение за 1 занятие.

На следующем занятии 1 раз повторили упражнение со статистом в положении его стоя, затем несколько раз в положении статиста сидя. За проявление сигнального поведения собака поощрялась мячом. Затем на пике возбуждения собаки статист снова менял положение и ложился. Цара отстегивалась с поводка, подавалась команду «Ищи» с направлением рукой на статиста. Собака демонстрировала сигнальное поведение (лаяла) на статиста и получала поощрение. Повторяли задание несколько раз.

Вознаграждает собаку игрушкой статист, инструктор поощряет на начальной стадии только словесно. Сначала собака поощряется только за кратковременное проявление сигнального поведения, затем время обозначения статиста возрастает. После того как у собаки закрепилось сигнальное поведение на статиста в разных положениях, преступили к следующему этапу.

Этап 2. Закрепление положительного сигнального поведения до подхода к нему кинолога.

На данном этапе вышеописанное упражнение дублируется. С разницей в том, что статист поощряет собаку за сохранение сигнального поведения до подхода кинолога к собаке.

На начальной стадии формирования данного навыка, статисту необходимо находится на небольшом расстоянии от кинолога с собакой. Проводник пускает собаку на статиста. Собака обозначает его нахождение сигнальным поведением. После этого кинолог начинает движение к статисту и собаке. Если собака не обращает внимания на кинолога – статист её поощряет. Если собака начинает срываться в сторону кинолога, перестаёт обозначать статиста, обратив внимание на кинолога, то – кинолог останавливается. И снова посылает собаку искать. А статист при этом старается привлечь внимание обучаемой собаки к себе любым способом. После того, как это произошло, и собака начинает настойчиво обозначать статиста – он поощряет собаку. Данное упражнение повторяется, пока собака не будет, не обращая внимания на кинолога, продолжать сигнальное поведение.

Затем расстояние от статиста до кинолога с собакой возрастает и упражнение повторяется таким же способом. Цель — формирование у собаки условного рефлекса сохранять сигнальное поведение вплоть до подхода к ней кинолога.

7. Повышение значения обоняния в поиске.

Понижение роли зрительного восприятия в процессе поиска, больший акцент на использовании обоняния – важный этап обучения.

Дрессировка на начальной стадии проходила в местах, также знакомых собаке и без каких-либо отвлекающих факторов.

Этап 1. Помощник поднимает возбуждение собаки при помощи мячей, на её глазах прячется за укрытие или дерево. Кинолог отпускает собаку с поводка, подаёт команду «Ищи» и направляя рукой на укрытие, за которым находится статист. Собака устремляется в сторону места нахождения статиста, и при обозначении данного источника запаха лаем получает поощрение. Упражнение повторяется несколько раз с переменой укрытий.

Затем, на пике возбуждения собаку нужно увести с площадки, на которой проводится обучение. Помощник уходит вместе с кинологом и с собакой. Затем он, привлекая внимание к своему уходу, перемещается на площадку, и прячется в укрытие. Кинолог заводит собаку на площадку, отпускает её, даёт команду «Ищи», направляя собаку рукой в сторону укрытий. Собака сначала зрительно осматривает площадку, а затем ориентируется на обонятельный анализатор. Находит помощника, обозначает его, за что вознаграждается поощрением.

Этап 2. Занятия производятся точно так же, как при выполнении первого упражнения, но с использованием укрытий. На этот раз собаку помещают в укрытие, чтобы она не знала, где спрятался статист.

Этап 3. Занятия производятся на незнакомой местности, например в лесном массиве, к статисту, к завершению данного этапа добавляются ещё 2, 3 источника поискового запаха.

Этап 4. Собаке дается направление поиска, после нахождения первого статиста пуск собаки на поиск второго (затем 3) статиста осуществляется с тропы, по которой идёт кинолог. После того как Цара усвоила данный навык, пуск осуществлялся с места нахождения обозначенного статиста, задав ей направление поиска.

8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

На данном этапе важна работа помощников, т. к. собака не видна кинологу, и он не может оценить её действия. Кроме того, помощник работает с собакой по заранее оговорённой с кинологом схеме (удерживая собаку на себе, до подхода кинолога).

Занятия проводились от простого к сложному. Усложнения заключаются в увеличении количества статистов, и усложнении качества укрытий (вплоть до «точечного» выхода запаха).

С природных мест занятий перешли на рукотворные объекты. Дрессировка на укрытиях имитировала работу в очаге обрушения. Обучение происходило по всем вышеуказанным принципам.

* * *

После подготовки по поисково-спасательной службе Цара (совместно с автором дипломной работы) прошли аттестацию в 2014 году. Был присвоен класс «А» первично, и после этого в следующие годы успешно подтверждали класс «А». В последствии Цара принимала участие в поисковых работах совместно с волонтерской группой «Лиза Аллерт». Так, в 2018 году в августе месяце был выезд на поиск женщины, потерявшейся в лесу в районе поселка Шувакиш. Главным руководителем поисковой группы были разделены квадраты для поиска и обнаружения пропавшего человека. Нам был выделен квадрат поиска около 6 квадратных километров. Примерно с 23 часов вечера и до 5 часов утра производился обыск местности. Во время поиска делали небольшие перерывы. Собака могла минут 10-15 отдохнуть и попить воды. Несмотря на безуспешный поиск, была абсолютная уверенность, что в заданном квадрате потерявшейся нет.

поисково-спасательная служба

Дрессировка собак
Яндекс.Метрика