Поиск взрывчатых веществ собаками: принципы и методы обучения.
Поиск взрывчатых веществ собаками.
Обучение собак поиску взрывных устройств, взрывчатых веществ и боеприпасов производится для обыска транспорта, грузов, помещений, местности. Целью такой работы является предотвращение ввоза контрабандных взрывчатых веществ и боеприпасов через пункты таможенного досмотра. Также поиск взрывчатых веществ актуален в условиях боевых действий.
Организация обучения и отбор собак.
Для обучения поиску взрывчатых веществ производится отбор собак служебных и охотничьих пород. Отбирают особей с хорошо развитым обонянием, с подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиники, холерики) и ориентированных на работу с человеком. Это такие породы, как немецкая овчарка, лабрадор, доберман, спаниель, терьеры, шнауцеры. Собаки этих пород также отличаются активностью в работе и выносливостью.
Дрессировку собаки следует начинать в возрасте 8-16 месяцев. К этому возрасту щенок должен быть обучен основным командам общего курса дрессировки. Это подход по команде «Ко мне!», умение ходить рядом с проводником, команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!». Также необходимы умения подносить предметы по команде «Апорт!», преодолевать препятствия и безразлично относиться к посторонним людям и звуковым раздражителям.
Подготовка специально обученных собак требует серьёзной организации и больших затрат. Нужна хорошая материальная база, достаточное количество помощников. Условия для занятий по дрессировке должны быть максимально приближены к реальным. При этом существует необходимость строгого учёта взрывчатых веществ.
Поиск взрывчатых веществ собаками: методика, методы.
Методика дрессировки по поиску взрывчатых веществ строится на игровом и пищевом методах дрессировки. Она также основана на интенсивном ритме обучения. Предполагает жёсткий режим и достаточно большие физические нагрузки. Так как поиск взрывчатых веществ предполагает высокие требования, и отбор собак для обучения должен быть очень тщательным.
Занятия по поиску взрывчатых веществ собаками проводятся 6 раз в неделю, целенаправленно по данному профилю. При этом дополнительно следует чередовать работу по поиску взрывчатых веществ с дрессировкой по послушанию и физическими нагрузками. При таких занятиях поочерёдно задействуются различные нервные центры мозга собаки. Это нужно во избежание избыточной дрессировки. Один день в неделю собаке предоставляется полный отдых с длительными прогулками.
Поиск взрывчатых веществ и игровой метод дрессировки.
Дрессировка игровым методом строится на использовании врождённого «инстинкта добычи», стремления собаки овладеть игрушкой, догнать и схватить её. Этот инстинкт играет ведущую роль в жизни собаки, он генетически обусловлен, корни его возникновения уходят к далёким диким предкам собаки. Он начинает проявляться в щенячьем возрасте и сохраняется до самой старости. На нём строятся самые различные виды дрессировки служебных собак и спортивной дрессировки.
Игровая потребность присутствует у всех маленьких щенков. Но их нельзя заставить играть с помощью положительного или отрицательного подкрепления. Подкреплением игры является сама игра.
Игра совершенствует двигательные навыки животных, учит социальному взаимодействию, развивает мозговую мыслительную деятельность, моделирует жизненные ситуации, необходимые в жизни. Поиск взрывчатых веществ также основан на добыче искомых источников запаха. Поэтому и используется игровой метод дрессировки, основывающийся на игровом поведении собаки.
Игровое поведение.
Игровое поведение основывается на охотничьем, пищедобывательном, оборонительном инстинктах, но оно не является мотивированным поведением. То есть, нет каких-то постоянных факторов окружающей среды, постоянно и гарантированно мотивирующих данное поведение. Поэтому оно отличается «незавершённостью» и не ведёт к удовлетворению основных врождённых инстинктов. На игровое поведение также влияет и уровень удовлетворения витальных потребностей. Если животное испытывает голод, жажду, страх, агрессию, боль, половое влечение, то эти потребности подавляют игровое поведение.
Виды игровой деятельности:
- Игры по принципу «сам с собой» (локомоционные). Это различные варианты прыжков, бега и прочих движений.
- Игра с различными игрушками или предметами, заменяющими их.
- Игра с партнёром – будь то другая собака, иное животное или человек.
- Игры с партнёрами, парные или групповые, но с использованием игрушек или иных предметов. Здесь проявляются инстинкты охоты, преследования, добычи. Охотничьи элементы игрового поведения реализуются в борьбе, когда игровой предмет ассоциируется с добычей.
Для игрового поведения характерны особые сигналы, которые означают начало и продолжение игры: припадание на передние лапы, особая мимика, лай. Оно включает в себя последовательность действий, характерных для охотничьего и оборонительного поведения, при этом происходит смешение их элементов.
В игровом поведении присутствуют свои неписаные правила. Так, например, игра прекратится, если один щенок сделал другому больно. При появлении у одного из участников трусливых или, наоборот, агрессивных проявлений игровое поведение также прекращается. Ведь сама по себе игра – это проявление хорошего настроения и исключительно положительных эмоций.
Игровое поведение не является жизненно необходимым. При наличии других потребностей оно быстро угасает. В дрессировке игра становится мощным стимулом и эффективным подкреплением благодаря именно положительным эмоциям, присутствующим в ней. В результате «разыгрывания» собаки у неё формируются компенсаторные и дополнительные функции, замещающие в дальнейшем игровое поведение. Именно этот факт и используется в дрессировке по поиску взрывчатых веществ собаками.
Образ жизни служебных собак.
Собаки, живущие в служебных питомниках, существуют в «обеднённой среде обитания». Это значит, что у них ограниченная и однообразная сенсорная стимуляция. Отсутствие новой информации. Общение только с проводником и помощником. Отсутствие биологической «стаи». Короткие и однообразные прогулки. Ограничение свободы.
Такие условия содержания приводят к неудовлетворению потребностей, таких как двигательная нагрузка, положительные эмоции, потребность в информации, потребность в общении, игровая потребность. В такой ситуации применяется разыгрывание. Разыгрывание — это замещение естественных потребностей собаки игровой деятельностью. Таким образом собаке предлагаются иные возможности удовлетворения своих потребностей. Предлагая собаке игры с использованием разных предметов (игрушек), мы удовлетворяем её зоосоциальные потребности (общение), потребность в движении, получении новой информации и др.
Игра становится для собаки универсальным способом удовлетворения потребностей.
Поиск взрывчатых веществ собаками: техника дрессировки.
Необходимая материальная база.
Поиск взрывчатых веществ требует для реализации обучения определённый набор предметов. Для дрессировки необходимо иметь апортировочный предмет, контейнеры с запахом взрывчатого вещества, закладки разных размеров. Также для занятий потребуются предметы багажа, автотранспорт, участок местности, помещение (они должны постоянно меняться), привлекаются помощники.
Начальное обучение поиску взрывчатых веществ. Апортировка.
Первую неделю проводятся занятия по апортировке. Для полноценного дальнейшего обучения выполнение команды «Апорт!» должно быть безукоризненным. Целью этих занятий является знакомство с запахом взрывчатого вещества. Для этого используется апортировочный предмет с запахом взрывчатого вещества. В итоге у собаки должна выработаться условная связь между запахом и апортировочным предметом.
На первых занятиях предмет бросают на расстояние 5-10м и побуждают собаку выполнить апортировку, без использования выдержки. Наоборот, собаку заинтересовывают и возбуждают предметом, собака поощряется оглаживанием, даже если она хватает данный предмет без выполнения апортировки. При этом поощрения используются каждый раз в таких ситуациях даже вне занятий. Не стоит использовать для этой цели лакомство, так как собака может потерять заинтересованность в предмете. Также следует использовать несколько различных предметов с запахом взрывчатого вещества.
Постепенно предмет забрасывается всё дальше. Можно использовать участки с густой травой. Тем самым мы заставляем собаку работать носом. Дальше можно применять задержку пуска в 5-10-15с, чтобы собака забыла, куда брошен апортировочный предмет. Главное, чтобы собака за это время хоть раз отвела взгляд от места падения. Для этого можно её развернуть кругом. Если у собаки долго не получается нахождение предмета, инструктору необходимо подойти к месту его падения. Собака может при этом схватить предмет, тогда необходимо поощрить её. Если же интерес угас, задача инструктора возбудить его вновь. Для этого можно схватить предмет самому, и, поддразнивая собаку, побежать от неё. При активной попытке завладеть предметом – уступить после некоторой борьбы.
Борьба за предмет – усложнение для последующих занятий. Она сопровождается игрой в перетягивание с попытками отобрать его. Но при этом необходимо обеспечить «победный результат» для обучаемой собаки. Недопустимо использование приказных и угрожающих интонаций. При необходимости отъёма предмета используется обмен.
Так мы можем помочь развитию целенаправленного обоняния собаки, установке связи с источником искомого запаха и постоянной последующей ориентации на него.
Обучение обозначать запах взрывчатого вещества. Упражнение «Удочка».
Сооружается подобие удочки – на конце палки привязана метровая верёвка, а к ней на другом конце – предмет с запахом. Действия инструктора напоминают игру с кошкой аналогичным образом. Цель – добиться «борьбы» и итоговой «победы». Затем используем сетчатый забор, разделяющий нос собаки и «оживший» двигающийся предмет. Таким способом можно обучить собаку обозначению. Обозначение найденного может проявляться усадкой, лёжкой (укладкой) либо облаиванием. Поиск взрывчатых веществ собаками может закончиться трагически, поэтому по понятным причинам нельзя поощрять царапанье предмета. Когда собака даёт нам устойчивое обозначение предмета, в течении 3-5с, мы отдаём ей его.
Далее предмет на удочке помещается в корзину. Собака может свободно двигаться вокруг него. Как только она правильно обозначит предмет, отдаём его ей. То есть, собака, чтобы завладеть предметом, должна продемонстрировать сигнальное поведение. Постепенно инструктор вместе с собакой отходит от предмета, увеличивая расстояние до 10м. Время обозначения тоже увеличивается до 5-10с. После чего следует подойти к собаке и вручить заслуженный ею предмет. На последующих занятиях инструктор уводит собаку от предмета на 20м, при этом время обозначения не увеличивается. Задача сохранить заинтересованность собаки и её активность в завладении предметом.
В дальнейшем занятия усложняют. Дистанция до предмета увеличивается до 30м. Для привлечения внимания собаки используется помощник, который должен поместить в корзину искомый предмет. Аналогично при помощи «удочки». Выполняется пуск собаки с командой «Ищи!», дрессировщик остаётся на месте. Если собака подбежала и правильно обозначила предмет, инструктор должен бегом преодолеть расстояние до неё и отдать предмет собаке. Затем следует пробежка с собакой, поощрение голосом. Так поиск взрывчатых веществ на начальном этапе обучения имитируется в игровой форме.
Существуют и другие способы обучения сигнальному поведению.
Обучение собак поиску взрывчатых веществ — на видеохостинге Rutube.
Усложнения дрессировки и основное обучение.
Подготовка к работе в группе людей.
Инструктор демонстрирует собаке предмет. При этом помощник располагается напротив, в 2-3 м от собаки. Инструктор бросает предмет помощнику. Тот дразнит собаку и отбегает спиной вперёд метров на 5-6, затем кладёт предмет перед собой и отходит ещё на 2-3 м. Инструктор выполняет пуск на поводке. Цель — научить собаку идти строго на предмет и не реагировать на помощника. Дрессировщик поводком регулирует направление движения собаки. Любые возможные агрессивные проявления по отношению к помощнику должны пресекаться самым жёстким образом. В дальнейшем, при обучении обыску транспорта, багажа помощник должен вызывать у собаки потребность к активному поиску, а не агрессивную реакцию.
Затем упражнение усложняется. Помощник находится на расстоянии 15-20м от собаки и держит в руках апортировочный предмет. Далее обучение поиску взрывчатых веществ происходит по той же схеме. Собака учится работать с «чужим» запахом. Дрессировщик к предмету не прикасается.
Помощник движется от дальнего угла площадки к объекту досмотра. При этом он размахивает апортировочным предметом, держа его в руке. Так он привлекает внимание собаки. Свободной рукой (чистой, без искомого запаха) он касается травы в нескольких местах. Это нужно для того, чтобы собака не ориентировалась на запах помощника. Кладёт предмет с запахом ВВ в объекте досмотра и уходит. Дрессировщик по команде «Ищи!» и жестом пускает собаку.
Таковы подготовительные упражнения.
Далее переходят к обучению обыска местности, помещений, транспорта, грузов, ручной клади. Методика обучения аналогична обучению поиска наркотических веществ.
Полный курс подготовки собаки по поиску взрывчатых веществ занимает примерно 11 недель. По окончании курса собаки сдают аттестационный экзамен. Считается, что после этого поиск взрывчатых веществ предварительно освоен. Предстоит совершенствование полученных навыков в процессе работы, участие в соревнованиях, длительная наработка опыта. Как обученной собакой, так и её инструктором.