В зарубежной и отечественной кинологии применяются различные методы дрессировки собак.
Методы дрессировки собак в зарубежной и отечественной кинологии.
По материалам квалификационной (дипломной) работы на тему:
Сравнительная характеристика методов дрессировки зарубежной и отечественной кинологии.
Автор: кинолог Синчук Д.В.
Руководитель: преподаватель ГБПОУ КК ПСХК Никитина И.В. (г.Краснодар).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Введение.
Теоретическая часть.
Обзор литературы (в статье данный раздел опущен).
Практическая часть:
- Материалы и методы исследования.
- Анализ отечественных методов дрессировки собак.
- Анализ зарубежных методов дрессировки собак.
- Дрессировочный процесс с использованием различных методик.
- Отечественные методы дрессировки собак и их практическое применение.
- Зарубежные методы дрессировки собак и их применение на практике.
- Выбор методов дрессировки.
Заключение.
Список используемых источников.
ВВЕДЕНИЕ.
Многие сотни и тысячи лет собака проживает бок о бок с человеком. За весь этот долгий период совместного существования она претерпела ряд неизбежных изменений. При этом изменения коснулись как её экстерьерных, так и поведенческих особенностей. Так создание и совершенствование пород пошло рука об руку с дрессировочным процессом и спецификой профессионального обучения собаки.
Методы дрессировки собак непосредственно зависят от целей использования. В России традиционно создавали служебные породы собак и использовали их в качестве помощников в военных специальностях. За рубежом же они были преимущественно любимцами и компаньонами.
В настоящее время можно выделить Европейскую школу дрессировки. А также американскую, со своими национальными особенностями. Особняком стоит британская школа воспитания и обучения собак. В нашей же стране сформировалась своя отечественная школа кинологии. При этом нельзя не учесть национальные особенности процессов создания пород. Например, в Европе ряд пород претерпели изменения в сторону уменьшения общих размеров. Ряд пород расцениваются как опасные и запрещенные к разведению, а некоторые – даже к содержанию. Отсюда задачи перед породами ставятся уже другие. И рекомендуемые методы дрессировки, общие подходы, основанные лишь на бихевиористических взглядах – тоже.
В данной работе проводится попытка некоторого анализа и оценка различий отечественных и зарубежных методов дрессировки собак.
Цель работы:
Проведение сравнительной характеристики методов дрессировки зарубежной и отечественной кинологии.
Задачи:
- Изучение способа выработки условных рефлексов Павлова и описание отечественных методов дрессировки.
- Изучение оперантного метода и описание зарубежных методов дрессировки.
- Сравнение различных методик дрессировки и выработки условно-рефлекторной деятельности.
- Проведение анализа литературы.
Практическая часть работы.
Материалы и методы исследования.
Целью исследования был анализ методов дрессировки собак, используемых в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И отбор наилучшего способа воздействия на собаку в разных отраслях её работы.
Исследования были выполнены на основе анализа литературных источников и собственных наблюдений. А также исходя из личного опыта работы с собаками и консультаций с опытными кинологами.
Для проведения собственного исследования был проведен сбор информации по теме. Также было проведено анкетирование для выявления наиболее популярных методов дрессировки собак.
Анализ отечественных методов дрессировки.
Необходимо разобраться, отчего же произошло различие в механизмах воздействия на собаку в разных странах. В первую очередь это цели, достигаемые в процессе дрессировки собак. В России собаки с царских времен использовались как рабочая сила: охрана дворов, охота, пастьба и т.д. В военное время собаки также всегда являлись незаменимыми помощниками.
Дрессировка в военное время.
Во времена военных действий главной задачей кинолога являлось обучение собаки в кратчайшие сроки. Ставилолось условие, что работа собаки будет выполняться безукоризненно, ведь на кону стоит жизнь многих людей. Поэтому времени растягивать дрессировку, подбирая какой-то индивидуальный метод, не было совсем. Собаки обучались массово, с особым давлением для наиболее эффективного закрепления навыка. В литературе по собаководству 30-х годов в качестве основных методов указываются механический и поощрительный (оглаживанием и голосом). Примерно такими же способами и обучали собак и во времена Великой Отечественной войны.
Послевоенная дрессировка.
После войны способы дрессировки остались неизменными. Применение собак на службе обусловило высокую серьёзность требований, предъявляемых к ним. И, хотя уже не настолько жизненно важные, как раньше, сроки обучения собак были достаточно ограничены. К положенному сроку собака уже должна была быть полностью обучена и готова работать безукоризненно. Использовались всё та же методика — механика и скупое поощрение с периодическим наказанием.
Во времена СССР стали появляться клубы по служебному собаководству, где обучали собак. Начинающие собаководы заводили себе собак преимущественно служебных пород — за неимением других. Продолжилось использование неизменно эффективных и уже отработанных методов дрессировки. За многие десятилетия использования одной системы дрессировки появилось устоявшееся мнение, что именно эти методы самые универсальные, правильные, а главное эффективные. И, может быть, на тот момент это так и было. Но в какой-то момент кинологи России в итоге практически забыли о принципе индивидуального подхода в дрессировке.
Однако на территории страны стали появляться новые породы, совсем не служебного назначения, в том числе и декоративные. Появились и новые дисциплины в гражданской кинологии. Например, курс «Управляемая городская собака«. Тем не менее, продолжалось использование привычных всем методов механического воздействия и недостаточного поощрения вкупе с физическим наказанием. В итоге собак с флегматичным или меланхоличным типом высшей нервной деятельности и проблемами нервной системы нередко доводили до проявления пассивно-оборонительной агрессии. Как следствие, усыпление или пожизненное заключение на цепи.
Причины выбора данной методики:
- Эффективность. А ведь это — один из главных критериев во время дрессировки. Собака должна реализовать дрессируемый навык всегда, везде и при любых обстоятельствах.
- Быстрота обучения. Как уже говорилось ранее, время на обучение собаки зачастую было ограничено. Данные методы позволяли быстро закрепить навык у собаки.
- Надежность. Выработка условного рефлекса на механическом воздействии даёт более стойкий навык, чем на остальных методах. Вырабатывалась ассоциативная связь у собаки с получением болевой реакции за неправильное выполнение команды во время дрессировки. Это заставляло её не повторять такого снова, чтобы не получить еще один удар или рывок.
- Собаки служебных пород нередко имеют твердый, часто весьма упертый характер. Это значительно сокращает эффективные варианты методов воздействия на собаку во время обучения. Поэтому часто самым результативным методом является именно механический. Он позволяет подавить лидерские наклонности в собаке и получить в итоге нужный результат.
Все эти причины можно расценивать как положительные стороны этой методики.
Минусы отечественной дрессировки:
- Консервативность методики довоенного и послевоенного времён. Это влечет за собой непринятие чего-то нового.
- Отсутствие индивидуального подхода к собакам («декоративные собаки вообще не собаки»). Как следствие — применение одинаковых методов для абсолютно разных собак.
- Игнорирование особенностей собак в поведении (агрессивность, трусость, фобии, неврозы и т.д.). Часто такой подход аргументируется ненадлежащим типом нервной системы, Решением возникших проблем оказывается последующее усыпление.
- Устаревшее восприятие собаки не как компаньона, а как скотины, существующей исключительно для служения человеку.
Анализ зарубежных методов дрессировки собак.
Политика стран Европы всегда отличалась бережливым и гуманным отношением к природе. Было создано немало организаций, пропагандирующих правильное взаимоотношение с окружающим миром. Не обошло это и кинологию. Именно европейские ученые начали изучение зоопсихологии, что положило начало новому этапу в общении с домашними животными.
Со временем люди стали уделять больше внимания принципам общения с собаками. Изменялись, создавались новые методики дрессировки. При этом важным стал не только результат обучения, но и способ его достижения. Собака стала для человека не просто животным, а незаменимым компаньоном. Которого любят, как ребенка в семье.
Дрессировочный процесс, по мнению зарубежных специалистов, должен приносить не только результат, но и положительные эмоции. Причём как для собаки, так и для обучающего инструктора. Именно поэтому во многих зарубежных спортивных нормативах оценивается не только качество исполнения, но и настроение собаки.
В нашей стране среди собак традиционно проводился тщательный отбор. При этом больные собаки, непригодные для службы или с отклонениями в поведении, подлежали усыплению. В Европе и Америке принято сохранять жизнь каждого такого животного. Так стали появляться всё более и более щадящие методы обучения и корректировки поведения. Которые применяются преимущественно для собак с проблемами нервной системы, фобиями, неврозами и т.д.
При этом у зарубежных методов есть как положительные, так и отрицательные стороны.
К плюсам можно отнести:
- Мягкость воздействия на собаку, что «менее травмирует» собаку.
- Получение удовольствия от дрессировочного процесса.
- Заинтересованность собаки в работе с дрессировщиком.
- Развитие мышления у собаки (при использовании шейпинга).
- Укрепление взаимоотношений между собакой и инструктором.
- Закрепление навыков на положительной ноте.
Однако и зарубежные методы дрессировки собак не идеальны и имеют свои минусы:
- Подходят не всем. Доминантные и агрессивные особи практически всегда игнорируют мягкое воздействие, что не даёт возможности работать с ними без механического воздействия.
- Недостаточная стойкость полученных навыков. Зачастую, навыки, выработанные на основе гуманной дрессировки, рушатся при воздействии более сильных раздражителей.
- Длительность выработки навыков. Веселая и ненавязчивая дрессировка отнюдь не компенсирует монотонное закрепление навыка, которое может длиться и несколько месяцев.
- Невозможность выработки некоторых навыков. Тот же защитный раздел, например, невозможно разработать без жёсткого воздействия на собаку.
- Привыкание собаки к поощрению лакомством. Многие собаки выполняют команды только за вкусняшку и отказываются работать при её отсутствии.
Дрессировочный процесс с использованием различных методов.
Для описания дрессировочного процесса с помощью различных методов взято за основу выработка следующих навыков:
- комплекс («Сидеть», «Лежать», «Стоять»);
- подход к дрессировщику;
- апортировка;
- прекращение нежелательных действий.
Применение отечественных методов дрессировки.
Комплекс «сидеть — лежать — стоять».
Обучение комплексу проводилось на основе механического метода, методов наведения и вкусопоощрения. Для дрессировки подбирались собаки с крепкой нервной системой и среднекрупного размера, одного возраста и пола. Комплекс вырабатывался с помощью кусочка лакомства пассивным или активным способом.
К пассивному способу относится наведение, когда лакомство заводится за голову собаки, принуждая ее сесть. Далее — к земле, принуждая лечь. И затем меж передних лап в положении сидя или на уровне глаз в положении лёжа, принуждая встать. Одновременно с действием собаки произносится команда для создания связи «действие-команда-похвала» и подача лакомства. Параллельно с поощрением лакомством за выполненное действие используется также поощрение голосом и (или) оглаживанием. Наведение отличается большей длительностью выработки навыков в сравнении с механическим. А также велика вероятность, что при несвоевременной даче лакомства собака откажется работать без него впоследствии. Такой способ хорошо работает у собака с хорошо развитой пищевой мотивацией. А также у большинства щенков. Собаки с иной преобладающей мотивацией, чем пищевая, могут игнорировать лакомство.
Методика — это комбинация методов дрессировки собак.
Обычно в дрессировке используется не один метод, а комбинация нескольких. Различны бывают соотношения их воздействия. В отечественной дрессировке наиболее популярен контрастный метод. В обучении комплексу он состоит из сочетания механического воздействия и поощрения голосом. В этом случае лакомство обычно не используют, ограничиваясь активным оглаживанием или коротким поощрительным словом.
Для обучения собаки команды «Сидеть» используется ошейник и поводок длиной 1,5-2 метра. Собака усаживается в удобное для инструктора положение, например, сбоку. Поводок берется в противоположную от собаки руку. Одновременно с командой «Сидеть» производится рывок поводком назад для принуждения собаки принять необходимое положение, одновременно помогая ей нажатием на круп. После этого собаку нужно похвалить оглаживанием и поощрением голосом.
Команда «Лежать» вырабатывается аналогичным способом. Меняется лишь направление рывка – вниз. Для обучения собаки команды «Стоять» механическим методом важно учитывать размер животного. Если собака среднего или крупного размера, можно использовать следующий вариант. Животное укладывается или усаживается напротив дрессировщика. Одновременно с командой нога заводится под живот собаки, чтобы заставить ее встать. Если собака маленького размера или щенок, необходимо повторить те же действия, но уже рукой, чтобы смягчить давление и не напугать собаку.
Механическим методом команды вырабатываются быстрее за счет стремления собаки избавиться от неприятных ощущений в виде рывков поводком и давления ногой. Таким образом навык закрепляется гораздо быстрее и прочнее, с малой вероятностью того, что в будущем собака «уйдет в отказ» от выполнения команды. Но есть важный недостаток использования этого метода. Собаки со слабой нервной системой могут избыточно негативно среагировать на механические воздействия. И в итоге откажутся выполнять дальнейшие команды. И даже перестать в дальнейшем доверять дрессировщику.
Подход к дрессировщику (подзыв).
Для отработки данного навыка отечественные кинологи используют в основном механический метод и вкусопоощрительный. В качестве механического воздействия выступает рывок поводком. Поощрением выполняется голосом и (или) лакомством. Вначале собака отпускается в свободное положение на длину поводка или веревки (15-25 метров). Ей даётся некоторое время отвлечься, переключить внимание на что-то другое. Затем её подзывают одновременно с рывком поводка. Для большего привлечения внимания животного можно при этом отбежать на пару шагов назад. Одновременно поводок подтягивается к себе, увлекая питомца за собой. Когда собака приблизилась вплотную, ее необходимо поощрить голосом и (или) лакомством.
Для собак с плохо развитой пищевой реакцией нет смысла использовать лакомство в качестве поощрения. Поэтому собаку поощряют только голосом и оглаживанием. Для собак с преобладающим ориентировочным поведением заменой лакомства служит момент, когда её отпускают к свободному выгулу.
Механический метод воздействия работает через получение собакой определённого негатива. В особенности это актуально для животных со слабой психикой. Поэтому при обучении подходу к дрессировщику важно соблюдать несколько правил:
- Подзывать собаку ласковым голосом. Особенно на первоначальных этапах формирования навыка. На последующих этапах можно использовать нейтральный (спокойный) или строгий тон. Важно, чтобы подход дрессировщику стал для собаки желанной и приятной командой.
- Никогда не наказывать собаку при подходе. Невзирая на то, какое нежелательное действие было сделано ею до этого. Иначе собака может связать наказание с подходом к дрессировщику и в будущем откажется исполнять команду.
Подход к дрессировщику считается одной из самых важных команд. И поэтому он требует кропотливого и длительного формирования независимо от способа воздействия.
Апортировка.
Апортировка предмета является одной из наиболее сложных команд для собаки. Поэтому для обучения используют в основном контрастный метод дрессировки собаки. Обычно это сочетание механического метода и поощрения.
Сложность обучения заключается не в самой апортировке предмета (это как раз самое простое). А в принуждении собаки удерживать предмет. До тех пор, пока дрессировщик не произнесет отпускающую команду «Дай». Во время апортировки и удержания предмета важно, чтобы собака не жевала предмет. Это часто является довольно сложной задачей в обучении.
Для первого используется деревянный апортировочный предмет, строгий ошейник или удавку и длинный поводок. Первоначально стоит задача обучить собаку удерживать предмет за клыками, не пожёвывая его. Собаке руками открывается пасть, вставляется в неё апортировочный предмет. Он удерживается ладонью за нижнюю челюсть для того, чтобы лишить ее возможности свободно двигать челюстью и жевать.
Для особо упрямых собак, которым сложно размыкать зубы руками, могут быть использованы строгий ошейник или удавка. В момент удушающего воздействия пёс неизбежно открывает пасть. Тогда апортировочный предмет помещается в пасть и удерживается руками. Собака может бросать апортировочный предмет, когда убираются руки. В этом случае её можно несильно шлёпнуть по нижней челюсти, принуждая снова закрыть пасть.
Непосредственно апортировка предмета вырабатывалась на длинном поводке уже после обучения держать предмет. Либо во время игровых действий.
Собаки со слабой психикой не выдерживают таких жёстких воздействий. Поэтому методы обучения апортировке, интенсивность воздействия следует подбирать исключительно индивидуально. С учётом особенностей поведения, темперамента, устойчивости к жёстким внешним воздействиям. Учитывается также преобладающая мотивация, способность к игровой деятельности. Иногда подбор методов бывает весьма сложен, даже у некоторых собак служебных пород.
Прекращение нежелательных действий.
Обучение прекращению нежелательных действий также считается одним из важных навыков. И не только на службе, но и в обычной жизни. Поэтому в данном случае используется механика для быстрой и прочной выработки навыка. Степень силы механического воздействия может быть разной и зависит от индивидуальных особенностей собаки.
Для прекращения нежелательных действий используется поводок, строгий ошейник и хлыст. Как только собака выполняет нежелательное действие, произносится громко и строго команда «Фу». Она сопровождается рывком поводка или ударом хлыстом. Обычно достаточно небольшое количество повторных воздействий. И у собаки прочно вырабатывается ассоциативная связь между нежелательным действием и болевыми ощущениями. Такой способ используется, в основном, для крупных собак.
Для маленьких собак или собак с проблемной психикой используются более щадящие альтернативные воздействия. Обычно для этого достаточно громкой команды или неожиданного звука (например, диски Фишера). Навык на основе таких методов вырабатывается быстро и прочно. Но всегда остаётся риск усугубления нервно-психических проблем при неправильном расчёте силы удара или рывка.
Применение зарубежных методов дрессировки.
Комплекс.
Для максимально гуманного обучения собаки, используются всё те же вкусопоощрительный метод, наведение и маркеры для управления собакой. Техника обучения практически не меняется. Но, в отличие от отечественных методик, поощряется сначала само действие голосом, без механики.
Как только собака начинает хорошо реагировать на наведение, вводится команда. На поздних стадиях формирования навыка или во время тренировки дрессировщик использует маркеры. Это слова «Да» и «Нет» для того, чтобы указать собаке на правильность или неправильность действий собаки. Как правило, собаки, знакомые с маркерами, чаще самостоятельно исправляют неправильно выполненную команду после использования маркера «Нет». В дрессировочном процессе маркер «Да» может использоваться как сигнал о правильности выполнения действий собаки. Или как окончание команды и переход в свободное положение.
Существует также вариант обучения собак комплексу с помощью кликера, занимаясь фри-шейпингом или с помощью отбора поведения. Оба этих способа содержат множество сложностей. Например, собака должна быть уже знакома с кликером. И хотя бы раз была познакомлена с шейпингом. Кроме того, это весьма долгий процесс, который подходит отнюдь не всем собакам. Например, собаки с выраженными тормозными процессами психики, скорее всего, не поймут в чем дело. И обучение простейшим командам превратится в тяжелую и долгую рутину.
На первый взгляд эти методы дрессировки собак кажутся очень привлекательными и простыми, но они таят в себе много нюансов. Так, например, шейпинг абсолютно бесполезен, если у собаки нет контакта с владельцем и он ей не интересен. Да и вообще, такими методами, чтобы успешно пользоваться, нужно огромное мастерство и опыт.
Подход к дрессировщику.
Как и при работе с отечественными методами, здесь применяется аналогичный принцип. Собака подзывается первоначально на длинном поводке или веревке. Но, в отличие от комплекса, подзыв всегда производится ласковым голосом. А для того, чтобы подход был качественным, проводник делает так, чтобы человек всегда был в приоритете у собаки. Чтобы с ним было интереснее, чем окружающая среда и другие соплеменники. Именно для этого между владельцем и собакой должна быть прочная связь и хороший контакт. Отношения, построенные на насилии, отбивают у собаки интерес к владельцу и желание контактировать с ним.
Возможен так же и другой вариант обучения собаки подходу к дрессировщику – с помощью кликера. Тогда выработка навыка будет значительно дольше по времени. Первоначально поощряется любой взгляд на владельца (или проводника) во время прогулки. Затем малейший шаг в сторону дрессировщика. А полноценный подход поощряется в еще большей степени. Широко используется игрушка в качестве поощрения.
Апортировка.
Для обучения навыку держать предмет используют кликер и апортировочный предмет. Или небольшую палочку из пластмассы или дерева, для комфортного удержания в зубах. На начальных этапах так же используется лакомство. Применяется метод шейпинга. Поощряют любое движение в сторону апортировочного предмета: простое обнюхивание, касание носом и попытки взять предмет в зубы. Особенно активно поощряется взятие апортировочного предмета. Постепенно собаку приучают удерживать предмет, сначала пару секунд, затем до нескольких минут.
Сам навык апортировки тоже возможно закрепить с помощью шейпинга, уже после обучения удержанию. Для этого предмет укладывают на пол и поощряют любое действие в сторону предмета. Если собака правильно усвоила принцип предыдущего упражнения, то она будет стремиться взять предмет в зубы. Поощряется каждое действие с предметом, в том числе и небольшие шаги в сторону проводника. При правильной работе проводника, собака усвоит схему действий в течение недели-двух.
Важно учитывать, что при работе методом шейпинга, тренировка без перерыва длится не более 15 минут. Если собака впервые знакомится с кликером, то не больше 5. Очень легко переборщить с нагрузкой. Тогда собака может отказаться работать в дальнейшем.
Прекращение нежелательных действий.
Принцип обучения прекращению нежелательных действий у зарубежных специалистов достаточно интересный. Считается, что отучать собаку, например, не подбирать с земли, можно успешно, учитывая видотипичное поведение. То есть, результат такой работы во многом зависит от её породы. Можно работать по принципу «легальный подбор минимизирует нелегальный». То есть, когда собаке разрешают по команде съесть упавшую еду, она теряет интерес к скрытному подбору, пока никто не видит, ожидая разрешающей команды от владельца.
Считается также, что, если постоянно запрещать собаке подбирать еду с земли командами «Фу» или рывком поводка, то это искусственно повышает ценность лежащего на земле. Таким образом, если обучить собаку подбирать еду на улице по команде, она теряет интерес и мотивацию подбирать что-либо без разрешения.
Выбор метода дрессировки собак.
Для оценки этого вопроса проводилось анкетирование, чтобы определиться с тем, какие же методы дрессировки собак всё-таки лучше работают. Какие из них самые предпочтительные. А также, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию о том, что методы дрессировки собак неразрывно связаны с полом, возрастом и породой.
Анкетирование включало в себя следующие вопросы:
- пол;
- возраст;
- порода;
- вид деятельности собаки;
- методы дрессировки, используемые при работе с собакой.
В анкетировании принимали участие владельцы собак возрастом от полугода до 14 лет. Среди опрошенных были представлены владельцы собак разных породных групп (преимущественно, малинуа и американский питбультерьер) и пола (34 суки и 24 кобеля, а также 5 человек ответили, что имеют несколько (2 и более) собак разного пола). В опросе участвовали как люди, уже имеющие опыт работы с собаками, так и новички. Всего в анкетировании приняли участие 63 человека. Все они смогли описать методы дрессировки их питомцев кинологами и уверенно ответить на соответствующий вопрос анкеты.
В ходе опроса выяснилось, что самым распространенным методом является вкусопоощрение (55 ответов), а самым малоиспользуемым – подражательный (12 ответов).
Дополнительно также был задан вопрос об использовании маркеров во время дрессировки. 58 человек ответили, что во время обучения использовались маркеры и 5 ответов были отрицательными.
Опрос показал, что выбор методики дрессировки не зависит от пола, возраста и породы собаки. Он выбирается проводником в зависимости от вырабатываемого навыка, индивидуальных особенностей собак и личных предпочтений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа над анализом методик дрессировки и изучение истории их происхождения показала, что каждый из изученных методов имеет свои преимущества и недостатки. Ни один из методов не привязан к какому то определенному фактору: будь то порода, пол, возраст или изучаемый навык.
Консервативность подхода к обучению среди отечественных дрессировщиков – это возможный путь к снижению эффективности дрессировочного процесса.
Непринятие механического воздействия на собаку среди европейских кинологов необоснованно. Особенно для крупных или склонных к агрессии собак. Порой это бывает единственным верным решением.
Тем не менее, данная работа показала, что дрессировка — это не всегда наказание и жестокость. Она тоже может быть в радость и нести массу позитива как владельцу, так и его питомцу. И, конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы попробовать что-то новое. Ведь кинология не стоит на месте, её развитие происходит вместе с социальным и духовным развитием человека и человеческого общества. И чем большим арсеналом методов может оперировать кинолог, тем выше вероятность успешного дрессировочного процесса.
Список используемых источников.
Тренировка послушки — кинолог Диана Синчук и джек рассел Космос — на видеохостинге Rutube.
Кинолог Синчук Д.В.